Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и иные законодательные акты Российской Федерации"
(от 25 марта 2016 г. N 8338-ОФ/Д26и)
Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и иные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минсельхозом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Настоящий проект акта разработан во исполнение послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 г., поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 сентября 2015 г. N Пр-1832, поручений Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N АД-П11-8274 и от 12 декабря 2015 г. N ДМ-П13-8410 в целях вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, а также совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их ненадлежащем использовании или неиспользовании по назначению.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 8 по 23 апреля 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 19 декабря 2015 г. по 17 января 2016 г. По информации разработчика замечания и предложения на этапе уведомления о подготовке проекта акта и в рамках проведения обсуждения проекта акта и сводного отчета не поступали.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://regulation.gov.ru (ID проекта акта: 00/03-24835/04-15/2-4-4).
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения повторно.
Доработанный проект акта содержит изменения в части совершенствования механизма изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их ненадлежащем использовании. Проект акта доработан по замечаниям Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, Экспертного управления Президента Российской Федерации, советника Президента Российской Федерации В.Ф. Яковлева, Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Исследовательский центр частного права имени С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации", а также Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
Однако замечания, изложенные в ранее направленном в Минсельхоз России отрицательном заключении об оценке регулирующего воздействия (далее - заключение), при доработке проекта акта разработчиком не учтены (письмо Минэкономразвития России от 4 марта 2016 г. N 5958-ОФ/Д26и).
Таким образом, к проекту акта имеются следующие замечания.
Проектируемыми изменениями в статью 284 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 5 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) разработчик предлагает в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения упразднить "срок освоения земельного участка" и инициировать процедуру изъятия участка, если он не используется три года. При этом не учитывается состояние участка и объем работ, необходимых для приведения участка в состояние, пригодное для получения сельскохозяйственной продукции и осуществления иной сельскохозяйственной деятельности. При этом в проектируемом пункте 9 указанной статьи Закона N 101-ФЗ предусмотрена необходимость проведения культуртехнических работ на изымаемом неиспользуемом земельном участке. Полагаем, срок таких работ должен учитываться при установлении факта неиспользования участка.
Также требует обоснования снижение определенной первоначальной стоимости изъятого земельного участка, выставляемого на торги, на величину расходов, связанных с необходимостью проведения культуртехнических работ в отношении такого земельного участка, но не более чем на 20 процентов. Остается неясным, будет ли учитываться состояние участка при определении его рыночной стоимости. Также неясным остается, как будет устанавливаться стоимость участка если стоимость культуртехнических работ превысит утвержденную кадастровую стоимость.
Не обосновано также снижение стоимости участка на 50 процентов в случае признания несостоявшимися первых публичных торгов.
Также проектируемым пунктом статьи 6 Закона N 101-ФЗ предусматривается обязательное приобретение изымаемого участка в муниципальную собственность или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в государственную собственность за 50% стоимости участка.
При этом отсутствует обоснование такого ущемления прав собственника участка.
Также проектируемым пунктом 12 Закона N 101-ФЗ предусматривается обязательное использование участка новым собственником в течение года с момента возникновения права собственности. Разработчик не указывает, каким образом данный участок может использоваться по назначению муниципальным органом управления или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.