Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект решения Совета Евразийской Экономической Комиссии "О принятии технического регламента Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС__/20 )"
(от 15.03.2016)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 43 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект решения Евразийской экономической комиссии "О принятии технического регламента Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения МЧС России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта в срок с 25 мая 2015 г. по 28 июня 2015 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru, ID проекта - 00/06-26151/05-15/6-13-15.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 44 правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России проведены публичные консультации по проекту акта, в результате чего получены отзывы Ассоциации производителей пожарно-спасательной продукции и услуг "Союз 01", ПАО "ГМК "Норильский никель", ОАО "Тамбовмаш", ОАО "НИПИгазпереработка", АО "КАМПО", не содержащие замечаний и предложений.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
Вместе с тем Минэкономразвития России обращает внимание разработчика на необходимость учета нижеизложенных замечаний по предлагаемому регулированию.
1. Рядом положений проекта акта устанавливаются требования к тем или иным видам продукции. При этом в пункте 4 проекта акта приводится перечень определений используемых в проекте акта терминов.
Однако не все из видов продукции, являющейся объектом регулирования проектом акта, представлены в указанном перечне.
1.1. Так, пунктами 18, 21, 22 и абзацем третьим пункта 29 проекта акта устанавливается ряд требований к пожарным кранам, пожарным мотопомпам, пожарным насосам и дыхательным аппаратам.
Пунктом 34 проекта акта устанавливается ряд требований к пожарному и спасательному инструменту, а также к ручному механизированному инструменту.
При этом определения указанных видов продукции в проекте акта отсутствуют.
1.2. Пунктами 36-41 проекта акта устанавливается ряд требований к пожарному оборудованию, а именно к пожарным гидрантам, гидрантам-колонкам, колонкам, напорным и всасывающим рукавам, стволам, гидроэлеваторам и всасывающим сеткам, рукавным разветвлениям и соединительным головкам.
При этом определение термина "пожарное оборудование" в перечне терминов и определений, изложенных в пункте 4 проекта акта, отсутствует.
Дополнительно отмечаем, что при перечислении оборудования, относящегося к категории пожарного, не упомянуты пожарные пеногенераторы и пеносмесители, что также требует доработки.
1.3. Пунктами 42-44 устанавливается ряд требований к пожарным лестницам и пожарным преградам.
Вместе с тем определения указанных терминов в проекте акта отсутствуют, при этом остается не ясным, относится ли указанное оборудование, например, к пожарному оборудованию или является отдельной категорией продукции.
1.4. Пунктами 28-32 проекта акта устанавливается ряд требований к средствам индивидуальной защиты пожарных. Очевидно, в проектируемой норме также предполагается, что термин "средства индивидуальной защиты пожарных" является единой категорией для обозначения нескольких видов продукции, к которой относятся средства индивидуальной защиты органов дыхания, специальная защитная одежда, средства защиты рук, средства защиты головы, средства самоспасения.
Единые требования ко всем видам средств индивидуальной защиты пожарных изложены в пункте 28 проекта акта, к отдельным ее видам - в пунктах 29-32 проекта акта.
Однако ни пункт 4, ни пункт 28 проекта акта не содержат непосредственного указания на то, что средства индивидуальной защиты пожарных являются понятием с входящим в него целой группы различных видов продукции.
Учитывая изложенное, считаем необходимым дополнить понятийный аппарат проекта акта соответствующими положениями согласно с замечаниями пунктов 1.1-1.3 настоящего заключения. При этом отмечаем, что в условиях распространения требований проекта акта на всех стран - участниц Евразийского экономического союза отсутствие единой и строго определенной терминологии может повлечь за собой риски неоднозначного правоприменения предлагаемого регулирования.
2. Минэкономразвития России также обращает внимание разработчика на то, что отдельные положения проекта акта носят двусмысленный или неоднозначный характер.
2.1 Так, например, пунктом 25 проекта акта устанавливается положение, согласно которому автоматические и автономные установки пожаротушения должны обеспечивать своевременное обнаружение пожара, выдачу сигнала о пожаре и подачу огнетушащего вещества с требуемыми характеристиками (интенсивностью подачи в течение установленного времени, кратностью пены и др.), то есть проектом акта устанавливается открытый перечень требований.
Также пунктом 27 проекта акта устанавливается положение, согласно которому технические средства на стационарных роботизированных установках пожаротушения должны обеспечивать в том числе подачу огнетушащего вещества с требуемыми характеристиками (интенсивностью подачи, кратностью пены и др.).
Вместе с тем Минэкономразвития России отмечает, что установление в проекте акта открытого перечня тех или иных требований несет в себе риски неоднозначного толкования проектируемых норм на практике.
2.2. В соответствии с пунктом 26 проекта акта устанавливается положение, согласно которому автономные устройства пожаротушения должны обеспечивать своевременное обнаружение пожара и подачу огнетушащего вещества с интенсивностью, необходимой для тушения пожара в целях его ликвидации или локализации.
При этом критерии того, в каких случаях возможно считать, что автономное устройство пожаротушения обеспечивает своевременное обнаружение пожара, проектом акта не раскрываются.
2.3. Пунктом 33 проекта акта устанавливается ряд требований к самоспасателям пожарным, в которых, среди прочего, указывается, что конструкция самоспасателей пожарных должна быть надежна и проста в эксплуатации.
Вместе с тем остается не ясным, каким образом предполагается определение достаточности простоты и надежности конструкции.
Таким образом, считаем необходимым доработать проект акта согласно замечаниям, изложенным в пунктах 2.1-2.3 настоящего заключения, а также с целью устранения в устанавливаемых в проекте акта нормах положений, обладающих возможностью двусмысленного или открытого толкования.
3. Обращаем внимание разработчика на необходимость исправления редакционной ошибки в пункте 56 проекта акта, содержащей ссылку на несуществующий подпункт "0" пункта 56 проекта акта.
4. Дополнительно отмечаем, что к проекту акта не был приложен проект перечня стандартов, при соответствии с которым обеспечиваются исполнение требований положений проекта акта, что не позволяет в полной мере оценить целесообразность введения каждого из проектируемых положений проекта акта в части непосредственного установления требований к продукции.
По результатам оценки регулирующего воздействия проекта акта может быть сделан вывод о наличии в проекте акта положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации
|
О.В. Фомичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.