Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минприроды России "Об утверждении состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта подготовлен в рамках реализации положений Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 455-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов".
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком не соблюдены.
В сводном отчете не заполнены разделы 9-16, при этом в пункте 11 не представлен расчет затрат, которые должны будут произвести арендаторы лесных участков, в пункте 15 не указаны конкретные индикативные показатели, которые должны быть достигнуты в ходе или по итогам регулирования.
Кроме того, разработчиком не определена проблема, на решение которой направлен проект акта.
Следовательно, невозможно определить степень достижения целей регулирования.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 3 марта 2016 года по 30 марта 2016 года, а также публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 5 апреля 2016 года по 9 июня 2016 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/08/03-16/00046767).
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта с 13 по 20 сентября 2016 года. В рамках публичных консультаций поступили позиции Главного управления лесного хозяйства Правительства Омской области, Управления лесного хозяйства Правительства Воронежской области, Управления лесами Правительства Орловской области, Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания, Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области, Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, Департамента природных ресурсов и окружающей среды администрации Курганской области, Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, Министерства лесного хозяйство Республики Татарстан, Департамента лесного комплекса администрации Вологодской области, АО "ЛПК "Кипелово", Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Вологодской области, Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа, Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, Управления лесами Республики Адыгея, ПАО "ЛУКОЙЛ", ПАО "Ростелеком", Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды, Управления лесами администрации Белгородской области, Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики, ОАО "Группа "Илим", Российского союза промышленников и предпринимателей (приложения N 1-2 к настоящему заключению).
В соответствии с пунктом 7.1 сводного отчета к участникам правоотношений, интересы которых будут затронуты предлагаемым регулированием, относятся арендаторы лесных участков - 74 тыс. единиц.
С учетом информации, представленной разработчиком по проекту акта, Минэкономразвития России обращает внимание на необходимость учета следующих замечаний.
1. В настоящее время действует приказ Рослесхоза от 29 февраля 2012 г. N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (далее - приказ N 69).
Предлагаемый проект акта практически полностью дублирует положения приказа N 69, в том числе 65 приложений. Однако в сводном отчете отсутствует информация о причинах принятия аналогичного регулирования в форме приказа Минприроды России, например, в связи с изменением объема полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти или по иным причинам.
Также неясно, в чем заключается упрощение внесения изменений в проект освоения лесов в случае проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, поскольку таблицы и требования из проекта акта по сравнению с приказом N 69 исключены не были.
Кроме того, разработчиком не представлены какие-либо обоснования сохранения необходимости и целесообразности заполнения всех 65 таблиц. Например, неясно, какие показатели предполагается получить регулятором из таблицы N 7 "Прогнозные показатели состояния лесов лесного участка к сроку завершения действия проекта в соответствии с договором аренды лесного участка" и каким образом будет определена достоверность такой информации.
2. В абзацах седьмом и девятом пункта 19 проекта акта перед фразой "объем рубок лесных насаждений" добавить слово "проектируемый", поскольку неясно, о каком виде рубок идет речь в указанном пункте.
В абзаце двенадцатом пункта 19 проекта акта после фразы "производится глазомерная" добавить "или глазомерно-измерительная", поскольку такую существенную характеристику как возраст при таксации глазомерно провести невозможно, следовательно, она должна определяться измерительно.
3. Абзац первый пункта 31 проекта акта считаем необходимым дополнить словами ", объектов, связанных с созданием лесной инфраструктуры и не связанных с созданием лесной инфраструктуры.", поскольку изменение таксационных характеристик лесных насаждений ведет к изменению всех параметров по освоению лесного участка.
4. Предлагаемая проектом акта редакция абзаца четвертого пункта 33 сопряжена с риском недействительности данного пункта при изменении наименования нормативного правового акта, регулирующего лесопатологическое обследование и форм его оформления. Считаем необходимым в абзаце четвертом пункта 33 проекта акта расширить перечень документов, относимых к материалам лесопатологического обследования, и заменить слова "утвержденного акта лесопатологического обследования" на слова "утвержденных первичных материалов лесопатологического обследования (акта лесопатологического обследования или иного действующего документа, подтверждающего санитарное состояние лесного участка)".
5. В абзаце втором пункта 33 проекта акта слово "установленного" заменить на слово "разрешенного", поскольку вид использования лесов установлен в статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации. В случае заключения договора аренды вид использования на конкретный лесной участок разрешается в соответствии с видами, установленными законодательно.
6. Пункт 33 проекта приказа, устанавливающий обязательные основания для внесения изменений в проект освоения лесов, предлагаем дополнить основанием следующего содержания:
"по итогам мероприятий лесоустройства, проведенных в границах лесничества, внесенных в государственный лесной реестр.".
В абзаце 5 пункта 33 проекта акта не предусмотрена возможность внесения изменений в проект освоения лесов при внесении изменений в лесной реестр в соответствии с перечнем, формой и порядком подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденным приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 г. N 496.
Поскольку ведение хозяйственной деятельности предусматривает проектирование (внесение в проект освоения лесов участков ведения деятельности), а так же с учетом значительной давности последнего лесоустройства (более 10 лет) на большинстве участков проектирование мероприятий по данным лесного реестра приводит к невозможности его фактического проведения в соответствии с действующим законодательством. Учитывая положения главы 5 Лесного кодекса Российской Федерации, условия договора аренды лесного участка, арендатор не обязан за свой счет и своими силами проводить лесоустройство на лесных участках, а так же не имеет права проводить мероприятия на участках, не предусмотренных проектом, проводить мероприятия с нарушением требований правил ухода за лесами, правил лесовосстановления. Таким образом, при сохранении пункта 33 проекта акта в предложенной проектом формулировке приведет к невыполнению лесохозяйственных мероприятий как в пределах арендованных лесных участков, так и в пределах субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного предлагаем в абзаце шестом после слов "лесной инфраструктуры" дополнить словами ", внесения изменений в государственный лесной реестр в соответствии с приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 г. N 496.".
7. В пункте 33 проекта акта установлено, что внесение изменений в проект освоения лесов обязательно при внесении изменений лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка, если такие изменения носят существенный характер для установленного вида использования лесов. При этом неясно, что следует понимать под существенными изменениями и условиями (лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка, договора аренды), при наличии которых обязательно вносить изменения в проект освоения лесов. Считаем необходимым сделать в проекте акта уточнение (список, перечень таких существенных условий).
Кроме того, по информации ПАО "ЛУКОЙЛ", абзац первый пункта 33 проекта акта в действующей редакции несет риск увеличения финансовой нагрузки на предприятия. Так, только в одном из дочерних обществ ПАО "ЛУКОЙЛ", осуществляющих хозяйственную деятельность на лесных участках, заключено более 2400 договоров аренды лесных участков, срок действия которых различный - от 1 года до 40 лет. По предварительным оценкам организаций, в случае сохранения нормы об обязательности внесения изменений в проекты освоения лесов данному дочернему обществу будет необходимо ежегодно вносить изменения в более чем 100 договоров аренды лесных участков и проектов освоения лесов по ним. Особо масштабной будет работа в этой области в 2018 году, так как истечет срок действия лесохозяйственных регламентов основных лесничеств таких, как Сургутское, Нижневартовское. Предварительные затраты на переоформление документов оцениваются только в масштабе одного предприятия ПАО "ЛУКОЙЛ" в размере 240 млн. руб., что в текущей экономической ситуации влечет необоснованное существенное увеличение финансовой нагрузки на хозяйствующих субъектов.
8. В связи с тем, что при разработке проекта освоения лесов для заготовки древесины невозможно предусмотреть точный объем рубки лесных насаждений под объекты лесной инфраструктуры на 10 лет, предлагаем абзац пятый пункта 33 проекта акта предлагаем изложить в следующей редакции:
"Внесение изменений в проект освоения лесов по инициативе лиц, использующих леса, возможно в случаях: по итогам мероприятий лесоустройства, проведенных в границах арендованного участка, внесенных в государственный лесной реестр; изменения размещения объектов лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры; изменения проектируемого объема рубок лесных насаждений на лесном участке, предназначенном для создания объектов лесной инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры".
9. Пункт 34 проекта акта противоречит положениям пункта 5 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Рослесхоза от 22 декабря 2011 г. N 545, которым предусматривается предоставление не только электронного, но и бумажного варианта проекта освоения лесов. Считаем необходимым синхронизировать указанные положения.
10. В приложении 22 к проекту акта необходимо предусмотреть дополнительную графу "естественное заращивание" в соответствии с пунктом 165 лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 г. N 516, так как существующие требования 100%-го лесовосстановления вырубок накладывают на предпринимателей затратные обязательства.
11. В графе 11 приложения 27 к проекту акта необходимо заменить слово "рекомендуемые" на "проектируемые".
12. В приложении 21 к проекту акта отсутствует пояснение по заполнению приложения: неясно, в данное приложение вносятся только непокрытые лесом участки или все участки, на которых проектируются рубки в ревизионном периоде.
13. В постановляющей части проекта акта предусмотрен срок вступления в силу проекта акта - 1 октября 2016 г, что требует корректировки.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования. Вместе с тем сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 15 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.