Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минтрудом России 13.10.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях уточнения сроков выплаты премии работникам, которая является одной из составляющей частью заработной платы.
Законопроектом предлагается дополнить Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) частью седьмой, которой устанавливается, что премии, предусмотренные системами оплаты труда, установленными в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, выплачиваются в срок, установленный коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Статьей 136 Трудового кодекса установлено, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушение законодательства в части, касающейся оплаты труда" (далее - Закон N 272-ФЗ) внесена поправка в часть шестую статьи 136 Трудового кодекса, согласно которой конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Указанные требования установлены к выплатам заработной платы, начисленной работнику за отработанное в конкретном периоде рабочее время, за выполнение нормы труда (должностных обязанностей).
Согласно статье 129 Трудового кодекса заработная плата (оплата труда работника) состоит из:
- вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы:
- компенсационных выплат (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);
- стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
С учетом новой редакции статьи 136 Трудового кодекса заработная плата за первую половину месяца должна быть выплачена в установленный день с 16 по 30(31) текущего периода, за вторую половину - с 1 по 15 число следующего месяца.
Вместе с тем премии являются одной из составляющей частей заработной платы, и выплачиваются за более продолжительные периоды (месяц, квартал, год и другие). При этом премирование является одним из видов поощрения работников, а также результатом подведения итогов периода, за который она начислена, и зависит от достижения определенного положительного результата трудовой деятельности конкретного работника, подразделения и (или) организации в целом, условия и критерии которого должны быть зафиксированы во внутренних локальных актах организации.
Например, локальным нормативным актом организации, трудовым договором с работником может быть установлено годовое, квартальное и иные формы премирования сотрудников по результатам работы подразделения и (или) организации за отчетный период в соответствии с личным вкладом работника. При этом критерии начисления премии могут быть как учет финансовых результатов подразделения и (или) организации, так и иные критерии подведения результатов деятельности работников.
Соответственно, премия может быть выплачена только после утверждения финансовых результатов деятельности организации за год, квартал или наступления иных событий, что представляется затруднительным осуществить организациями в 15 дневной срок, следующего за отчетным годом, кварталом, за который выплачивается премия.
При этом следует учитывать, что на подведение и оценку финансовых результатов деятельности работы организации, например, за целый год, на начисление и выплату премии работодателям, с учетом выходных праздничных дней, остается несколько январских рабочих дней.
Вместе с тем подвести в такой короткий промежуток времени финансовые результаты деятельности организации не представляется возможным. Что подтверждается, в частности, и требованиями действующего законодательства - все организации должны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в ИФНС и в территориальный орган Росстата не позднее 31 марта следующего года (подпункт 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункт 7 Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденного Приказом Росстата от 31 марта 2014 г. N 220), т.е. через три месяца после окончания отчетного периода, промежуточная же отчетность формируется не позднее 30 дней по окончании отчетного периода (пункт 51 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н).
Таким образом, законопроект направлен на устранение неоднозначного толкования и применения организациями Закона N 272-ФЗ, который по результатам анализа поступающих многочисленных обращений организаций может вызвать отказ работодателей от дальнейшей практики премирования, а также для исключения рисков привлечения к ответственности работодателя за выплату премии работникам по истечении 15 дней, за который она начислена. Кроме того, законопроект направлен на недопущение ухудшение положения работников.
Принятие законопроекта не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.