Пояснительная записка к проекту Федерального закона "Об открытых торгах в Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 14.10.2016 г.)
Проект федерального закона "Об открытых торгах в Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на унификацию норм, регулирующих вопросы организации и проведения торгов, как одного из сложных, но при этом эффективных способов заключения договоров, обеспечивающих равный и недискриминационный доступ для хозяйствующих субъектов и граждан к ограниченному ресурсу, в том числе к государственному и муниципальному имуществу.
В Российской Федерации действует большой комплекс нормативных правовых актов (более 40), в той или иной степени регулирующих отношения по организации и проведению торгов в определенной сфере общественной жизни (приватизация, реализация арестованного имущества в рамках исполнительного производства, заложенного имущества с публичных торгов в порядке обращения взыскания, имущества в ходе процедуры банкротства и т.д.). Указанные сферы объединены публичным интересом государства в экономических отношениях и проведение торгов в таких отношениях по общему правилу обязательно.
Минэкономразвития России проведен системный анализ действующего законодательного регулирования и правоприменения, предложений субъектов Российской Федерации, а также опыта регулирования аналогичных отношений в сфере торгов в зарубежных странах.
На основании проведенного анализа Минэкономразвития России приходит к выводу о том, что правовое регулирование процедуры торгов в Российской Федерации носит фрагментарный характер, действующее законодательство не содержит общих норм, устанавливающих принципы и правила проведения торгов.
Каждая сфера общественных отношений содержит собственное регулирование торгов (требования к участникам торгов, заявке на участие в торгах, основания отказа для допуска к участию в торгах, требования к информационному обеспечению торгов), что во многих случаях приводит к неэффективному распределению государственного и муниципального имущества и имущественных прав и злоупотреблениям среди государственных и муниципальных служащих.
Для отдельных сфер установлена только обязанность проведения торгов, но не регламентирован их порядок (например, размещение рекламных конструкций, реализация заложенного и арестованного имущества). В таких случаях правила торгов определяются самостоятельно организаторами торгов. Например, при размещении рекламных конструкций таких порядков может быть более 20 тыс. (по числу муниципальных образований), причем отличия могут заключаться в ключевых положениях: требования к участникам, в том числе предквалификация, источник опубликования извещения, сроки подачи заявок. При проведении имущественных торгов отсутствует единообразная практика взимания платежей с участников торгов.
По предварительным оценкам ежемесячно на имущественные торги по всей стране выставляется порядка 100 тыс. лотов, при этом на официальном сайте torgi.gov.ru (далее - официальный сайт торгов) ежемесячно объявляется менее 50 тыс. торгов на общую сумму до 20 млрд. рублей. С 2010 года на нем реализовано около 1,2 млн лотов на общую сумму более 2 трлн рублей.
Однако существуют недостатки действующей системы, такие как труднодоступность информации о торгах, ограниченный доступ к участию в торгах, невозможность приобретения имущества online, значительная степень влияния человеческого фактора на условия доступа к торгам, на определение победителя, не все виды торгов размещаются на официальном сайте торгов, невысокое качество и полнота размещаемой информации и т.д.
Кроме того, анализ жалоб, проведенный ФАС России, показывает, что наиболее часто совершаемыми правонарушениями при организации и проведении торгов являются неразмещение извещений о проведении торгов, размещение неполной (недостоверной) информации о проводимых торгах, установление к участникам торгов, заявкам, документам, представляемым в составе заявок, требований, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, необоснованный отказ в допуске к участию в торгах, нарушение порядка определения победителя торгов.
Важной проблемой является затруднительный контроль за операторами электронных площадок ввиду отсутствия единого перечня электронных площадок, на которых могут проходить торги, и требований к таким операторам.
В целях комплексного решения выявленных проблем Минэкономразвития России разрабатывает законопроект, которым предусматривается:
единая универсальная процедура проведения торгов как в традиционной ("молоточной") форме, так и в электронной форме;
общий закрытый перечень требований, предъявляемых к участникам торгов в форме аукциона;
закрытый перечень требований к составу заявки на участие в торгах;
исчерпывающий перечень оснований отказа в допуске к участию в торгах;
закрытый перечень оснований признания торгов несостоявшимися;
закрытый перечень оснований признания участников торгов уклонившимися от заключения договора или получения специального разрешения;
перечень обязательной информации, подлежащей включению в состав извещения о проведении торгов, а также обязательной информации, подлежащей размещению на официальном сайте торгов.
Законопроектом разграничивается имущество и имущественные права, в отношении которых проводятся электронные торги и традиционные ("молоточные"), и предусматривается отбор единого пула универсальных электронных площадок, на которых будут проводиться электронные торги.
Кроме того, в целях сокращения случаев признания торгов несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в торгах законопроектом предусматривается возможность для организатора торгов проводить повторные торги в упрощенном порядке, предполагающем сокращение начальной цены предмета торгов и сроков, необходимых для организации и проведения торгов, а случае признания несостоявшимися и повторных торгов - возможность проводить торги без объявления цены. При этом порядок проведения торгов без объявления цены предусматривает при наличии более чем одной заявки на участие в торгах проведение аукционной процедуры между участниками, подавшими заявки на участие.
Для исключительных случаев устанавливается возможность проведения торгов без объявления цены, без применения процедур "обычных" торгов и повторных торгов в упрощенном порядке.
Предусматривается введение централизации торгов (единые региональные/муниципальные специализированные организации по проведению торгов), закрепление модели финансовых обязательств между государством, операторами электронных площадок и покупателями (победителями торгов), расширение прав участников торгов (альтернативность способов обеспечения участия, установление возможности участия в торгах для объединений физических и юридических лиц, обеспечение возможности участия в торгах на любой электронной площадке после аккредитации на одной из электронных площадок, входящих в утвержденный пул, или на официальном сайте торгов, ограничение минимального и максимального размера задатка для участия в торгах).
Предполагается запуск единого реестра недобросовестных участников торгов, реестра заключенных договоров по результатам торгов и выданных специальных разрешений, реестра участников открытых торгов, содержащего сведения об аккредитованных участниках торгов.
Законопроектом предлагается также модернизация и развитие официального сайта торгов как единой точки входа для получения информации обо всех торгах, так и многофункционального портала, интегрированного с универсальными электронными площадками, на которых проводятся торги, предусматривающего также возможность аккредитации участников торгов, а также предоставляющего покупателям удобные сопутствующие сервисы (например, платежные, кредитные, страховые, аналитические, консультационные).
Принятие проекта федерального закона "Об открытых торгах в Российской Федерации", по предварительной оценке Минэкономразвития России, будет способствовать повышению эффективности реализации государственного и муниципального имущества и имущественных прав, увеличению поступлений в бюджеты в 1,5 - 2 раза, росту количества лотов, размещаемых на официальном сайте торгов, в 2,5 раза, трехкратному увеличению среднего количества участников торгов, трехкратному увеличению количества организаторов торгов, размещающих информацию на официальном сайте торгов, четырехкратному росту количества уникальных пользователей официального сайта торгов.
Соответствующий федеральный закон позволит решить выявленные в ходе проведенного анализа проблемы, а также обеспечит полноценное системное правовое регулирование общественных отношений, складывающихся при проведении и организации торгов, обязательных в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления по передаче имущественных прав, в том числе имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Таким образом, принятие такого структурообразующего закона на федеральном уровне позволит установить единые принципы и правила организации и проведения торгов, создать единые юридические рамки для многих общественных сфер, связанных с вопросами проведения торгов.
Положения проекта федерального закона соответствуют Договору о Евразийском экономическом союзе, а также иным международным договорам Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.