Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов"
(подготовлен Минфином России 10.10.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов" (далее - законопроект) направлен на установление обязанности негосударственным пенсионным фондам организовывать управление средствами пенсионных накоплений исключительно в интересах застрахованных лиц и размещение средств пенсионных резервов исключительно в интересах участников, а также на стимулирование негосударственных пенсионных фондов к инвестированию средств пенсионных накоплений (размещению средств пенсионных резервов) преимущественно в долгосрочные активы.
В настоящее время в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, доверительный управляющий управляет полученным в доверительное управление имуществом в интересах выгодоприобретателя. Доверительный управляющий, не проявивший должной заботливости об интересах выгодоприобретателя, возмещает упущенную выгоду и убытки, причиненные утратой или повреждением имущества. Доверительный управляющий несет ответственность за причиненные убытки, если не докажет, что эти убытки произошли вследствие непреодолимой силы либо действий выгодоприобретателя или учредителя управления.
Отношения негосударственного пенсионного фонда и его клиента-будущего пенсионера (застрахованного лица, участника) схожи с отношениями доверительного управляющего с выгодоприобретателем по договору доверительного управления. Исходя из этого, негосударственный пенсионный фонд также должен организовать управление средствами пенсионных накоплений в интересах застрахованных лиц, действуя с должной разумностью, заботливостью и осмотрительностью. Вложение средств пенсионных накоплений (пенсионных резервов) без проведения должного анализа или приобретение активов по завышенным ценам являются примерами нарушение негосударственными пенсионными фондами такой обязанности.
Однако в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации негосударственный пенсионный фонд является акционерным обществом, и, следовательно, должен управлять своим имуществом (средствами пенсионных накоплений) исключительно в интересах акционеров, но не обязательно в интересах третьих лиц.
Законопроект вводит обязанность негосударственного пенсионного фонда организовать управление средствами пенсионных накоплений и пенсионных резервов с разумностью, заботливостью и осмотрительностью исключительно в интересах застрахованных лиц и участников. В рамках исполнения такой обязанности негосударственный пенсионный фонд также будет обязан обеспечить экономически обоснованный уровень доходности средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов. В случае нарушения указанной обязанности негосударственный пенсионный фонд будет обязан возместить убытки (включая упущенную выгоду) за счет собственных средств. Решение о нарушении и о величине возмещаемых убытков принимает Комитет финансового надзора Банка России на основании мотивированного суждения. Указанное решение негосударственный пенсионный фонд сможет оспорить в комиссии Банка России, созданной на основании решения Совета Директоров Банка России.
Устранение указанных нарушений и компенсация убытков может носить поэтапный характер. По этой причине законопроект также предусматривает право Банка России требовать от негосударственного пенсионного фонда предоставление плана мер по устранению нарушений, а также направлять предписания или запрещать проведение операций в случае неисполнения такого плана.
Кроме того, законопроект также направлен на стимулирование негосударственных пенсионных фондов к инвестированию средств пенсионных накоплений (размещению средств пенсионных резервов) преимущественно в долгосрочные активы путем установления возможности использования амортизированной, а не рыночной стоимости ценных бумаг в целях расчета результата инвестирования средств пенсионных накоплений.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, результат инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым не назначены выплаты, рассчитывается с учетом изменения рыночной стоимости активов, в которые вложены средства пенсионных накоплений. Полученные результаты инвестирования отражаются на пенсионных счетах застрахованных лиц. Определение результата инвестирования происходит на конец года.
Таким образом, колебания котировок ценных бумаг в течение короткого периода в конце года определяют величину средств, учтенных на пенсионном счете застрахованного лица, и размер его пенсии. Такие колебания рыночной стоимости актива могут быть случайными или следствием изменения факторов, не имеющих отношения к качеству ценной бумаги, например, настроений на рынке ценных бумаг или недостатка ликвидности.
Долгосрочные ценные бумаги характеризуются большой изменчивостью цен. Как следствие, для снижения вероятности получения отрицательной рыночной переоценки (что создает для негосударственного пенсионного фонда риск оттока застрахованных лиц) у негосударственного пенсионного фонда возникают стимулы вкладывать пенсионные накопления в краткосрочные инструменты или продукты, не имеющие рыночной стоимости, которые обеспечивают получение небольшого, но гарантированного дохода, а именно в краткосрочные облигации или в депозиты.
Предлагаемые законопроектом изменения предусматривают возможность использования амортизированной, а не рыночной стоимости ценных бумаг в целях расчета результата инвестирования средств пенсионных накоплений. Ограничения на использование амортизированной стоимости для целей такого расчета будут устанавливаться Банком России.
Амортизированная стоимость предполагает оценку ценной бумаги исходя из удержания такой ценной бумаги в портфеле до погашения, краткосрочные изменения рыночной стоимости, не связанные с изменением качества ценной бумаги, не учитываются. В случае фундаментального ухудшения качества ценной бумаги, связанной, например, с ухудшением кредитоспособности ее эмитента, амортизированная стоимость корректируется.
Принятие предлагаемых изменений приведет к тому, что краткосрочные случайные колебания рынка будут в меньшей степени отражаться на величине средств на пенсионных счетах застрахованных лиц. Это позволит в большей степени защитить интересы и повысить доверие застрахованных лиц к системе обязательного пенсионного страхования. Дополнительно это будет способствовать вложению средств пенсионных накоплений негосударственных пенсионных фондов в более долгосрочные ценные бумаги.
Таким образом, реализация предлагаемых законопроектом мер позволит увеличить прозрачность управления средствами пенсионных накоплений, будет способствовать инвестированию средств пенсионных накоплений в долгосрочные инвестиционные проекты, а также создаст новые механизмы защиты прав застрахованных лиц, участников и вкладчиков негосударственных пенсионных фондов.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.