Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"
(подготовлен Минэкономразвития России 17.10.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - законопроект) разработан в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2016 г. N ИШ-П13-5526 в целях установления размера минимального размера оплаты труда для цели исчисления размера страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для налогоплательщиков на уровне 2016 года.
В соответствии с Федеральным законом 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" размер фиксированного страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, уплачиваемого самозанятой категорией плательщиков, в том числе индивидуальными предпринимателями, за себя (далее - плательщики), рассчитывается исходя из величины минимального размера оплаты труда (МРОТ) и размера годового дохода. Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" предусмотрены аналогичные положения, вступающие в силу с 1 января 2017 года.
Фиксированный размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование определяется исходя из тарифа страховых взносов в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (5,1 %) и МРОТ на 1 января соответствующего календарного года, увеличенного в 12 раз.
Объем поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от самозанятой категории плательщиков с доходов до 300 тыс. рублей определяется как произведение 1 МРОТ, установленного на начало календарного года, и тарифа страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (26 %), увеличенное в 12 раз, и дополнительно 1 % с доходов, превышающих 300 тыс. рублей, с установлением верхней границы платежа, рассчитанного исходя из 8 МРОТ, установленного на начало календарного года.
В соответствии с Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" с 1 июля 2016 года МРОТ увеличен с 6 204 рубля до 7 500 рублей в месяц.
В связи с увеличением МРОТ подлежащий уплате плательщиками фиксированный страховой взнос на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование начиная с 1 января 2017 г. составит от 27 990 рублей (в 2016 году - 23 153,33 рубля) до 191 790 рублей (в 2016 году - 158 648,69 рублей) в год. Таким образом, финансовая нагрузка на плательщиков вырастет на 21 процент.
С учетом высокого уровня реагирования сектора малого предпринимательства на любые изменения в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности рост финансовой нагрузки ожидаемо повлечет за собой сокращение числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, их уход в теневой сектор или регистрацию в качестве безработных.
В целях сохранения неизменности условий уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до 2018 года включительно и недопущения ухудшения положения самозанятой категории налогоплательщиков, в том числе индивидуальных предпринимателей, законопроектом предусмотрено сохранение размера МРОТ для цели исчисления размера фиксированного страхового взноса в период 2017 - 2018 годов на уровне 2016 года (6 204 рубля).
При условии сохранения МРОТ на уровне 2016 года исходя из количества состоящих в настоящее время на учете в государственных внебюджетных фондах Российской Федерации общий объем недопоступления в 2017 году страховых взносов может составить 20,9 млрд. рублей относительно запланированного объема уплаты взносов исходя из увеличенного МРОТ.
Вместе с тем увеличение фискальной нагрузки ожидаемо повлечет за собой снятие с учета зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, относящихся к низкодоходной категории плательщиков страховых взносов, и рост неформальной занятости.
Сокращение числа индивидуальных предпринимателей - плательщиков взносов сопряжено с риском снижения поступлений страховых взносов.
Так, снятие с учета 10 % от общего числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей может привести к недопоступлению страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации в объеме 12,3 млрд. рублей относительно запланированного на 2017 год объема исходя из увеличенного МРОТ.
При этом, по оценке Минэкономразвития России, с учетом имеющихся темпов роста числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (на 5,1 % в период с 1 января 2015 г. по 1 сентября 2016 г.) сохранение неизменных условий уплаты страховых взносов до 2018 года включительно может обеспечить дополнительные поступления в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации в размере не менее 5 млрд. рублей ежегодно.
В этой связи сохранение на период 2017-2018 годов для самозанятой категории плательщиков размера фиксированных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2016 года потребует выделения из федерального бюджета в 2017 и 2018 годах дополнительного объема бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в объеме 15,0 млрд. рублей ежегодно.
Принятие законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.