Доработанный текст проекта Федерального закона "О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации (в иностранном государстве) и Постоянном представителе (представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)" (подготовлен МИД России 25.07.2014 г.)
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации (в иностранном государстве) и Постоянном представителе (представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)
Настоящий Федеральный закон определяет права, обязанности и ответственность Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации (в иностранном государстве) (далее - Посол) и Постоянного представителя (представителя, постоянного наблюдателя) Российской Федерации при международной организации (далее - Представитель), а также устанавливает основные государственные гарантии Послу и Представителю при осуществлении ими своих полномочий.
Статья 1
1. Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в иностранном государстве (далее - Посол) - высший официальный представитель Российской Федерации в государстве пребывания.
2. Посол представляет Российскую Федерацию в государстве пребывания, обеспечивает дипломатическими и международно-правовыми средствами проведение единой внешнеполитической линии Российской Федерации, защиту национальных интересов, суверенитета, безопасности, территориальной целостности Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов российских физических и юридических лиц в государстве пребывания.
3. Должность "Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве)" является государственной должностью Российской Федерации.
4. Послу присваиваются дипломатические ранги в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.
Статья 2
1. Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве) (далее - Представитель) является полномочным представителем Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве).
2. Представитель представляет Российскую Федерацию в международной организации, обеспечивает дипломатическими и международно-правовыми средствами проведение единой внешнеполитической линии Российской Федерации в соответствующей международной организации.
3. Должность "Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)" является государственной должностью Российской Федерации.
4. Представителю присваиваются дипломатические ранги в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.
Статья 3
В своей деятельности Посол, Представитель руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства иностранных дел Российской Федерации, других федеральных государственных органов, приказами и распоряжениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, указаниями Министра иностранных дел Российской Федерации, а также Венской конвенцией о дипломатических сношениях, другими применимыми нормами международного права.
Статья 4
1. Послом, Представителем может быть назначен гражданин Российской Федерации, способный по своим профессиональным и личным качествам, образованию и состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.
2. Послом, Представителем не может быть гражданин Российской Федерации, если он (она) или его супруга (ее супруг) имеют гражданство иностранного государства, либо вид на постоянное жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание его (ее) или его супруги (ее супруга) как гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
3. Гражданин Российской Федерации не может быть назначен на должность Посла, Представителя, а Посол, Представитель не может замещать данные государственные должности Российской Федерации в случае:
1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей на государственной должности Российской Федерации, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
4) наличия заболевания, препятствующего назначению на государственную должность Российской Федерации или исполнению своих служебных обязанностей за пределами территории Российской Федерации;
5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с Послами, Представителями, если указанные лица будут либо находится в непосредственной подчиненности или подконтрольности Послу, Представителю;
6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
7) наличия гражданства другого государства (других государств);
8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при назначении на государственные должности Российской Федерации;
9) непредставления установленных федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при назначении на государственные должности Российской Федерации и в период замещения указанной должности;
10) утраты Президентом Российской Федерации доверия к Послу, Представителю в случае несоблюдения ограничения и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных федеральным законодательством в целях противодействия коррупции.
4. Иные ограничения, связанные с назначением на государственные должности Посла, Представителя и замещением этих должностей, устанавливаются федеральными законами.
Статья 5
1. Посол, Представитель назначается и отзывается по предложению Министра иностранных дел Российской Федерации Президентом Российской Федерации после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Посол может быть одновременно аккредитован в нескольких иностранных государствах, а также назначен Представителем при международной организации.
Статья 6
1. Исполнение обязанностей назначенного Посла начинается с даты прибытия его в государство пребывания.
2. Исполнение обязанностей назначенного Представителя начинается с даты прибытия его в государство - место нахождения международной организации.
3. Исполнение обязанностей отзываемого Посла, Представителя осуществляется им до возвращения в Российскую Федерацию в сроки, согласованные с Министром иностранных дел Российской Федерации.
4. В случае отсутствия Посла в государстве пребывания его обязанности исполняет Временный поверенный в делах Российской Федерации, назначаемый из числа дипломатических работников Посольства Российской Федерации в порядке, установленном Министерством иностранных дел Российской Федерации.
5. В случае отсутствия Представителя в государстве пребывания его обязанности исполняет исполняющий обязанности Представителя, назначенный из числа дипломатических работников представительства Российской Федерации при международной организации в порядке, установленном Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Статья 7
Дипломатический работник, назначенный на должность Посла, Представителя, по завершении исполнения данных полномочий и возвращении в Российскую Федерацию находящийся в возрасте, превышающем предельный возраст нахождения на государственной гражданской службе, но не старше 65 лет, если иное не установлено Указом Президента Российской Федерации, может быть назначен на должность государственной гражданской службы в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации, территориальных органах Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международной организации (далее - загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации) с учетом квалификации и опыта дипломатической службы на условиях срочного служебного контракта.
Статья 8
Посол и Представитель отзываются от своей должности (прекращают исполнение своих обязанностей) по следующим основаниям:
1) решение Президента Российской Федерации;
2) личное письменное заявление Посла, Представителя о сложении с себя своих полномочий;
3) избрание либо назначение Посла, Представителя на иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации;
4) избрание либо назначение Посла, Представителя на должность в международной организации;
5) утрата Послом, Представителем либо его/ее супругой (супругом) гражданства Российской Федерации либо приобретение гражданства иностранного государства, либо получение вида на жительство, либо иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства;
6) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Посла, Представителя либо его/ее супруги (супруга);
7) вступление в законную силу решения суда об ограниченной дееспособности Посла, Представителя либо о признании его недееспособным;
8) временная нетрудоспособность, продолжающаяся свыше двух месяцев подряд либо наличие заболевания, препятствующего осуществлению полномочий по руководству дипломатическим представительством Российской Федерации либо постоянным представительством при международной организации (в иностранном государстве), в соответствии со списком заболеваний, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
9) признание Посла, Представителя безвестно отсутствующим либо объявленным умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;
10) непредставление либо представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
11) несоблюдение ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции";
12) смерть Посла, Представителя.
Статья 9
1. Посол возглавляет Посольство Российской Федерации в государстве пребывания (далее - Посольство), непосредственно руководит работой Посольства, определяет его структуру в соответствии с нормативными актами Министерства иностранных дел Российской Федерации, распределяет должностные обязанности между сотрудниками Посольства.
2. Посол обеспечивает проведение единой внешнеполитической линии Российской Федерации в государстве пребывания и с этой целью осуществляет координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государстве пребывания иных представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций, корпораций и предприятий, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов Российской Федерации.
3. Основными обязанностями Посла являются:
1) выполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, а также согласованных с Министерством иностранных дел Российской Федерации поручений других федеральных органов государственной власти;
2) информирование в установленном порядке Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти по вопросам внешней и внутренней политики государства пребывания и внесение в установленном порядке предложений по развитию отношений Российской Федерации с государством пребывания, обеспечению интересов Российской Федерации в соответствующем регионе и мире в целом;
3) обеспечение развития сотрудничества Российской Федерации с государством пребывания в политической, торгово-экономической, научно- технической, культурной и других областях, представляющих взаимный интерес, оказание содействий государственным органам и при необходимости общественным объединениям и представителям деловых кругов Российской Федерации в установлении контактов с государственными органами, общественными объединениями и представителями деловых кругов государства пребывания;
4) участие в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации с государством пребывания, предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия договоров, осуществление контроля за выполнением двусторонних договоров Российской Федерации с государством пребывания, а также многосторонних договоров в части отношений Российской Федерации с государством пребывания;
5) ведение работы по защите в государстве пребывания прав и интересов граждан Российской Федерации и российских юридических лиц с учетом законодательства государства пребывания, направление в Министерство иностранных дел Российской Федерации информации о наиболее важных правовых актах государства пребывания;
6) руководство постоянно действующим кризисным штабом Посольства; принятие необходимых мер по обеспечению безопасности граждан, учреждений и других объектов Российской Федерации в государстве пребывания, в том числе мер по поддержанию необходимого уровня безопасности Посольства, его сотрудников и членов их семей;
7) организация в установленном порядке деятельности загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации и действий граждан Российской Федерации в государстве пребывания в условиях кризисных и чрезвычайных ситуаций, включая ситуации, возникающие вследствие угроз или актов международного терроризма; организация защиты государственной и иной охраняемой законом тайны;
8) участие в подготовке и осуществлении межгосударственных обменов на высшем и высоком уровне, а также визитов в государство пребывания официальных делегаций, включая официальные делегации Федерального Собрания Российской Федерации, и представителей Российской Федерации;
9) поддержание контактов с руководителями государства пребывания, органами государственной власти, внешнеполитическими и другими ведомствами, должностными лицами, общественными объединениями, представителями деловых, научных и культурных кругов, средствами массовой информации, представителями дипломатического корпуса в государстве пребывания;
10) осуществление общего руководства деятельностью консульских учреждений Российской Федерации в государстве пребывания, содействие установлению и развитию связей и контактов с проживающими в нем соотечественниками;
11) обеспечение распространения в государстве пребывания официальной информации по вопросам, касающимся внешнеполитического курса Российской Федерации, ее внутренней политики, социально-экономической, культурной и духовной жизни, всемерное содействие, в том числе и своим личным участием, формированию в государстве пребывания позитивного отношения к Российской Федерации, ее инициативам на международной арене;
12) защита права собственности Российской Федерации на принадлежащее ей имущество в государстве пребывания, обеспечение его сохранности и рационального использования;
13) проведение работы с персоналом Посольства, иных российских государственных учреждений в государстве пребывания в целях обеспечения достойного представления их сотрудниками интересов Российской Федерации в государстве пребывания, уважения ими законов, административных правил, а также традиций и обычаев государства пребывания;
14) принятие необходимых мер к тому, чтобы в государстве пребывания обеспечивались в соответствии с международным правом и законодательством государства пребывания привилегии и иммунитеты, предоставляемые Посольству, находящимися в государстве пребывания иным представительствам Российской Федерации, их сотрудникам и членам их семей, дипломатическим курьерам и следующей с ними дипломатической почте, а также иным гражданам Российской Федерации, имеющим право на привилегии и иммунитеты;
15) обеспечение рационального расходования государственных средств, выделяемых Посольству, соблюдения финансовой дисциплины;
16) обеспечение необходимых условий для работы персонала Посольства, внесение в установленном порядке предложений по вопросам, связанным с его деятельностью.
4. Посол исполняет другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормами международного права, законодательством государства пребывания.
Статья 10
Посол для исполнения возложенных на него обязанностей имеет право:
1) вести переговоры и по поручению соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации подписывать международные договоры Российской Федерации с государством пребывания, а также участвовать в международных конференциях и встречах;
2) вносить в установленном порядке на рассмотрение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации предложения по вопросам двусторонних отношений с государством пребывания и деятельности Посольства;
3) принимать решения в условиях кризисных и чрезвычайных ситуаций в государстве пребывания, необходимые для защиты прав и интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности граждан, учреждений и других объектов Российской Федерации;
4) получать в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также российских юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности документы, справочные и иные материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Посольства, передавать в установленном порядке информацию указанным органам, юридическим лицам;
5) приостанавливать исполнение решений и предотвращать действия в государстве пребывания представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, российских государственных организаций в случае, если такие решения и действия не отвечают интересам Российской Федерации. О принятых мерах Посол уведомляет Министерство иностранных дел Российской Федерации;
6) выезжать в случае необходимости и с согласия Министерства иностранных дел Российской Федерации в кратковременные служебные командировки за пределы государства пребывания;
7) утверждать тарифы сборов в счет возмещения связанных с совершением консульских действий фактических расходов, взимаемых дипломатическим представительством и консульскими учреждениями Российской Федерации в государстве пребывания, на основании единой методики расчета ставок указанных сборов, утверждаемой Министерством иностранных дел Российской Федерации;
8) производить в случае необходимости перераспределение утвержденных годовых ассигнований по статьям сметы Посольства в порядке, установленном Министерства иностранных дел Российской Федерации;
9) вносить в Министерства иностранных дел Российской Федерации в установленном порядке предложения о представлении особо отличившихся сотрудников Посольства к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к присвоению почетных званий, к поощрению в виде объявления им благодарности Президента Российской Федерации, о повышении в дипломатическом ранге/классном чине и должности сотрудников дипломатической службы Посольства, о продлении сроков работы за границей сотрудников дипломатической службы и работников Посольства, а также о наложении на них в установленном порядке дисциплинарных взысканий;
10) издавать приказы о поощрении работников Посольства, занимающих должности, не отнесенные к должностям дипломатической службы, и наложении на них дисциплинарных взысканий, о приеме на работу и увольнении с работы, об отпусках и командировках работников, принятых на месте, а также по другим вопросам деятельности Посольства;
11) представлять в Министерство иностранных дел Российской Федерации обоснования, предложения о досрочном прекращении работы сотрудников Посольства, находящихся в государстве пребывания иных представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, членов их делегаций и групп специалистов, а также сотрудников представительств субъектов Российской Федерации;
12) принимать решения в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства иностранных дел Российской Федерации о кратковременных выездах в Российскую Федерацию, а также в другие страны сотрудников Посольства и членов их семей, находящихся в государстве пребывания;
13) пользоваться другими правами в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормами международного права, законодательством государства пребывания.
Статья 11
1. Представитель возглавляет Постоянное представительство Российской Федерации при международной организации (далее именуемое - Постоянное представительство), обеспечение участия Российской Федерации в которой возложено на Министерство иностранных дел Российской Федерации, непосредственно руководит работой Представительства, определяет его структуру в соответствии с нормативными актами Министерства иностранных дел Российской Федерации, распределяет служебные (должностные) обязанности между сотрудниками Представительства.
2. Представитель обеспечивает проведение единой внешнеполитической линии Российской Федерации в соответствующих международных организациях и с этой целью осуществляет координацию участия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, российских государственных учреждений, организаций, корпораций и предприятий, их делегаций и групп специалистов в деятельности соответствующих международных организациях или ее органов.
3. Основными обязанностями Представителя являются:
1) защита национальных интересов и укрепление позиций Российской Федерации в международной организации, реализация единой внешнеполитической линии и экономической политики Российской Федерации в деятельности международной организации;
2) выполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, а также согласованных с Министерства иностранных дел Российской Федерации поручений и запросов других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций;
3) выяснение и анализ деятельности международной организации, состояния и основных тенденций развития сотрудничества в рамках международной организации государств - членов международной организации и наблюдателей при международной организации;
4) информирование в установленном порядке Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти по вопросам деятельности международной организации, внесение в установленном порядке предложений по обеспечению участия Российской Федерации в деятельности международной организации и сотрудничества с ней;
5) содействие осуществлению целей и принципов международной организации, членом которой является Российская Федерации, реализации ее решений и выполнению принятых в ее рамках международных договоров, участником которых является Российская Федерация;
6) ведение в установленном порядке переговоров с международной организацией и в ее рамках;
7) поддержание в установленном порядке контактов с руководством, органами и структурными подразделениями международной организации, постоянными представителями государств-членов международной организации и миссиями постоянных наблюдателей при международной организации, а также с органами государственной власти, общественными объединениями, деловыми, научными кругами, культурными сообществами и средствами массовой информации государства пребывания и Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Представителя;
8) участие в подготовке и осуществлении визитов и переговоров должностных лиц и официальных делегаций Российской Федерации, связанных с проведением мероприятий в рамках международной организации, а также обеспечении проведения переговоров представителей международной организации в Российской Федерации;
9) участие в разработке проектов международных договоров и других документов по вопросам, относящимся к деятельности международной организации;
10) принятие мер по поддержанию необходимого уровня безопасности Постоянного представительства, его сотрудников и членов их семей, организация защиты государственной и иной охраняемой законом тайны;
11) обеспечение безопасности Постоянного представительства, его сотрудников, членов их семей в условиях кризисных и чрезвычайных ситуаций в месте пребывания Постоянного представительства, включая ситуации, возникающие вследствие угроз или актов международного терроризма; руководство кризисным штабом либо отделением кризисного штаба дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания;
12) работа с персоналом Постоянного представительства в целях обеспечения достойного представления его сотрудниками интересов Российской Федерации, соблюдения правил международной организации, уважения законов, традиций и обычаев государства пребывания;
13) принятие необходимых мер к тому, чтобы в международной организации и государстве ее пребывания обеспечивались в соответствии с международным правом, нормами и правилами международной организации и государства пребывания привилегии и иммунитеты, предоставляемые Постоянному представительству, его сотрудникам и членам их семей;
14) обеспечение рационального расходования государственных средств, выделяемых Постоянному представительству, соблюдения финансовой дисциплины;
15) обеспечение необходимых условий для работы персонала Постоянного представительства, внесение в установленном порядке предложений по вопросам, связанным с его деятельностью;
16) исполнение иных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами международной организации, нормами международного права и с учетом законодательства государства пребывания.
Статья 12
Представитель для исполнения возложенных на него обязанностей имеет право:
1) вести переговоры и по поручению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации подписывать международные договоры Российской Федерации с международной организацией и в ее рамках, а также участвовать в деятельности высших и рабочих органов международной организации, международных конференциях и встречах;
2) вносить в установленном порядке на рассмотрение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации предложения по вопросам участия Российской Федерации в деятельности международной организации и деятельности Постоянного представительства;
3) получать в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также российских предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности документы, справочные и иные материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Постоянного представительства, передавать в установленном порядке информацию указанным органам, предприятиям, учреждениям и организациям;
4) приостанавливать исполнение запросов, поручений, указаний и предотвращать действия в международной организации представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, в случае если такие решения и действия не отвечают интересам Российской Федерации. О принятых мерах Представитель уведомляет Министерство иностранных дел Российской Федерации;
5) выезжать в случае необходимости и с согласия Министерства иностранных дел Российской Федерации в кратковременные служебные командировки, в том числе за пределы государства пребывания международной организации;
6) производить в случае необходимости перераспределение утвержденных годовых ассигнований по статьям сметы Постоянного представительства в порядке, установленном Министерством иностранных дел Российской Федерации;
7) вносить в Министерство иностранных дел Российской Федерации в установленном порядке предложения о представлении особо отличившихся сотрудников Постоянного представительства к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации и присвоению почетных званий Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации, о повышении в ранге, классном чине и должности дипломатических и административно- технических сотрудников Постоянного представительства, о продлении сроков работы дипломатических и иных сотрудников Постоянного представительства, а также о наложении на них дисциплинарных взысканий;
8) издавать приказы о поощрении работников Постоянного представительства, занимающих должности не отнесенные к должностям дипломатической службы, и наложении на них дисциплинарных взысканий, о приеме на работу и увольнении с работы, об отпусках и командировках работников, принятых на месте, а также по другим вопросам деятельности Постоянного представительства;
9) представлять в Министерство иностранных дел Российской Федерации предложения о досрочном прекращении работы сотрудников Постоянного представительства, представителей федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, членов их делегаций и групп специалистов, а также сотрудников представительств субъектов Российской Федерации, связанных с деятельностью международной организации;
10) принимать решения в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства иностранных дел Российской Федерации о кратковременных выездах в Российскую Федерацию, а также в другие страны сотрудников Постоянного представительства и членов их семей, находящихся в государстве пребывания международной организации;
11) пользоваться другими правами в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормами международного права, правилами международной организации, законодательством государства пребывания.
Статья 13
В случае возникновения в стране пребывания чрезвычайных обстоятельств (военные действия, общественные беспорядки, стихийные бедствия, природные либо техногенные катастрофы, резкое ухудшение криминальной обстановки, террористическая активность, эпидемий, эпизоотий) Посол вправе в порядке, установленном нормативными правовыми актами Министерства иностранных дел Российской Федерации, ограничить вплоть до полного запрета перемещение сотрудников и членов их семей Посольства, Постоянного представительства (по согласованию с Представителем), консульских учреждений Российской Федерации, иных представительств Российской Федерации по стране пребывания, а также установить специальный режим пребывания сотрудников и членов их семей на территории официальных представительств Российской Федерации в стране пребывания.
Статья 14
1. За эффективное исполнение должностных обязанностей Посла и Представителя применяются следующие виды поощрения и награждения:
1) объявляется благодарность Министра иностранных дел Российской Федерации с выплатой единовременного поощрения;
2) награждение Почетной грамотой Министерства иностранных дел Российской Федерации с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;
3) иные виды поощрения и награждения Министерства иностранных дел Российской Федерации;
4) поощрение Правительства Российской Федерации;
5) поощрение Президента Российской Федерации;
6) присвоение почетного звания Российской Федерации;
7) награждение знаками отличия Российской Федерации;
8) награждение орденами и медалями Российской Федерации.
2. Решение о поощрении или награждении Посла, Представителя в соответствии с пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи принимает Министра иностранных дел Российской Федерации, а решение о поощрении или награждении Посла, Представителя в соответствии с пунктами 4-8 части 1 настоящей статьи принимается по представлению Министра иностранных дел Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 15
1. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение Послом, Представителем по его вине своих служебных обязанностей Президент Российской Федерации вправе применить к нему следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном служебном соответствии;
4) увольнение по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9, 10 части первой статьи 81, пунктом 1 статьи 336, статьей 348.11, пунктами 7, 7.1, 8 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
2. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания определен Трудовым кодексом Российской Федерации.
Статья 16
Послу, Представителю запрещается:
1) заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной и иной творческой деятельности;
2) состоять членом органа управления коммерческой организации;
3) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
4) получать в связи с осуществлением полномочий услуги, оплату транспортных и иных расходов, если это не связано с исполнением служебных обязанностей, от физических и юридических лиц;
5) выезжать в связи с осуществлением соответствующих полномочий за пределы государства пребывания за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Министерства иностранных дел Российской Федерации или федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
6) использовать в целях, не связанных с осуществлением соответствующих полномочий, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности;
7) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов Российской Федерации, иностранных государств, международных организаций, их руководителей, если это противоречит официальной позиции Российской Федерации;
8) принимать без письменного разрешения Министра иностранных дел Российской Федерации награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений;
9) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям.
10) приобретать доли участия в уставном капитале иностранных юридических лиц;
11) выезжать за пределы территории страны пребывания, а при нахождении в Российской Федерации территории Российской Федерации по частным делам без уведомления Министерства иностранных дел Российской Федерации;
12) разглашать или использовать в целях, не связанных с исполнением своих должностных обязанностей сведения, относящиеся в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
13) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.
Статья 17
1. Послу, Представителю в период исполнения своих полномочий выплачивается:
1) месячный должностной оклад в иностранной валюте, ежемесячная надбавка к месячному должностному окладу в иностранной валюте за особые условия в государстве пребывания, размер которых устанавливается Правительством Российской Федерации, а также иные надбавки к месячному должностному окладу в иностранной валюте, предусмотренные федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации;
2) денежное вознаграждение в рублях, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации.
2. Послу, Представителю при переезде в загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации выплачивается подъемное пособие:
1) в иностранной валюте - в размере месячного должностного оклада в иностранной валюте;
2) в рублях - в двукратном размере денежного вознаграждения в рублях, а также в размере 50 процентов указанного денежного вознаграждения - на каждого выезжающего совместно с Послом, Представителем члена его семьи.
3. В случае прекращения Послом, Представителем исполнения своих полномочий в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации до истечения одного года по его инициативе либо в соответствии с решением Президента Российской Федерации выплаченное подъемное пособие удерживается.
Статья 18
1. Послу, Представителю предоставляется ежегодный отпуск с сохранением должности, месячного валютного оклада с надбавками и денежное вознаграждение в рублях.
2. Ежегодный оплачиваемый отпуск Посла, Представителя устанавливается продолжительностью 45 дней.
3. Дополнительный отпуск Посла, Представителя за ненормированный служебный день и особый характер исполнения должностных обязанностей устанавливается сверх ежегодного оплачиваемого отпуска нормативными правовыми актами Министерства иностранных дел Российской Федерации.
4. При наличии оснований Посол, Представитель имеет право на иные дополнительные оплачиваемые отпуска, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 19
1. Министерство иностранных дел Российской Федерации принимает необходимые меры по обеспечению безопасности и защиты Посла, Представителя и проживающих совместно с ним членов его семьи. Членами семьи Посла, Представителя признаются для целей настоящего закона супруга (супруг), их общие дети, а также дети одного из супругов, не достигшие возраста восемнадцати лет, дети старше этого возраста, ставшие инвалидами до достижения ими возраста восемнадцати лет, а также дети до 23 лет, обучающиеся в образовательной организации по очной форме обучения.
2. Послу, Представителю и проживающим совместно с ним членам его семьи в случае заболевания оплачивается медицинская помощь (за исключением стоматологического протезирования и плановых операций), в том числе при родовспоможении и в случаях, требующих экстренного помещения больного в стационарное лечебное заведение.
3. Послу, Представителю и выезжающим в загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации совместно с ним членам его семьи компенсируются транспортные расходы, связанные с выездом в государство пребывания и возвращением в Российскую Федерацию по окончании работы в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации, включая провоз багажа весом 500 килограммов, поездкой к месту проведения ежегодного оплачиваемого отпуска в Российскую Федерацию и обратно (не более одного раза в год), а также с поездкой в Российскую Федерацию и обратно в связи со смертью члена семьи, совершеннолетних детей или близких родственников (матери, отца, брата, сестры). Порядок выплаты и размер компенсации указанных расходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Послу, Представителю компенсируются расходы на оплату обучения проживающих совместно с ним несовершеннолетних детей школьного возраста в случае отсутствия в государстве пребывания (в пределах населенного пункта, в котором расположено загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации) бесплатных общеобразовательных школ, обеспечивающих получение среднего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами Российской Федерации. Порядок выплаты и размер компенсации указанных расходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
5. При повреждении здоровья Посла, Представителя или проживающего совместно с ним члена его семьи, полученном в период замещения им должности в результате террористического акта или иных действий насильственного характера, Послу, Представителю предоставляется единовременная денежная выплата в размере от 3 до 12 месячных должностных окладов в иностранной валюте, установленных на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
6. В случае гибели (смерти) Посла, Представителя в период замещения им должности либо до истечения одного года после прекращения замещения им должности вследствие повреждения здоровья, полученного в результате террористического акта или иных действий насильственного характера, его наследникам (по предъявлении свидетельства о праве на наследство) предоставляется единовременная денежная выплата в размере 24 месячных должностных окладов Посла, Представителя в иностранной валюте, установленных на день выплаты.
7. В случае гибели (смерти) Посла, Представителя в период замещения им должности:
1) расходы на подготовку к перевозке, перевозку тела к месту захоронения, кремирование (погребение), изготовление и установление надгробного памятника осуществляются за счет средств Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Похороны погибшего (умершего) Посла, Представителя производятся с отдачей воинских почестей.
2) членам семьи погибшего (умершего) Посла, Представителя, проживавшим совместно с ним, предоставляется единовременная денежная выплата в размере двукратного месячного должностного оклада Посла, Представителя в иностранной валюте, а также возмещаются расходы, связанные с их переездом в Российскую Федерацию.
8. Послу, Представителю в период замещения им должности в иностранном государстве со сложной общественно-политической обстановкой выплачивается надбавка к месячному должностному окладу в иностранной валюте в размере 20 процентов. Стаж государственной службы Российской Федерации Посла, Представителя в указанный период исчисляется из расчета один день службы за полтора дня.
Послу, Представителю в период замещения им должности в иностранном государстве в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах выплачивается надбавка к месячному должностному окладу в иностранной валюте в размере 40 процентов. Стаж государственной службы Российской Федерации Посла, Представителя в указанный период исчисляется из расчета один день службы за два дня.
Перечень государств со сложной общественно-политической обстановкой, государств, которые находятся в условиях чрезвычайного положения или в состоянии вооруженного конфликта, а также порядок предоставления дополнительных гарантий и размеры выплат, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
9. Посол, Представитель в период замещения должности может получить в порядке и размере, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, единовременную выплату для приобретения жилого помещения.
10. Неработающей супруге (неработающему супругу) Посла, Представителя, проживающей (проживающему) совместно с Послом, Представителем в государстве пребывания, ежемесячно выплачивается 25% месячного должностного оклада Посла, Представителя в иностранной валюте.
11. Послу, Представителю в период замещения им должности ежемесячно выплачивается 5 процентов месячного должностного оклада Посла, Представителя в иностранной валюте на каждого проживающего совместно в государстве пребывания несовершеннолетнего либо нетрудоспособного члена семьи.
12. При выходе в отставку с должности Посла, Представителя данному лицу выплачивается единовременное пособие в размере двадцати окладов денежного вознаграждения в рублях.
13. Лицам, ушедшим в отставку с должности Посла, Представителя, либо замещавшим эти должности не менее трех лет, при условии выхода в отставку с дипломатической службы, а также их супругам Министерство иностранных дел Российской Федерации в случае обращения выдает дипломатический паспорт.
14. Министерство иностранных дел Российской Федерации оплачивает расходы по приобретению ритуальных принадлежностей, перевозке тела к месту захоронения, кремированию (погребению), изготовлению и установлению надгробного памятника умершим лицам, замещавшим должности Посла, Представителя, ушедшим в отставку с этих должностей, либо замещавшим их не менее трех лет и вышедшим в отставку с дипломатической службы.
Похороны умершего Посла, Представителя в отставке производятся с отдачей воинских почестей.
15. Особенности медицинского и пенсионного обеспечения лиц, замещавших должности Посла, Представителя, определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации.
16. Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные гарантии Послам, Представителям, а также лицам, ушедшим в отставку с должности Посла, Представителя, либо замещавшим эти должности не менее трех лет, при условии выхода в отставку с дипломатической службы.
Статья 20
Финансовое обеспечение государственных гарантий, предусмотренных статьями 17 и 19 настоящего Федерального закона, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству иностранных дел Российской Федерации.
Статья 21
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после его официального опубликования.
Президент |
В.Путин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.