Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О регулировании труда работников, направляемых временно работодателем, не являющимся частным агентством занятости, к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения, возникающие при осуществлении трудовой деятельности работниками, временно направляемыми работодателем, не являющимся частным агентством занятости, к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала).
Статья 2. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) договор о предоставлении труда работников (персонала) - соглашение, заключаемое между юридическими лицами, в соответствии с которым одно юридическое лицо (исполнитель) обязуется направить временно одного или несколько своих работников с их согласия к другому юридическому лицу (заказчику) для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем заказчика, а заказчик обязуется оплатить услуги по предоставлению труда работников (персонала) и использовать труд направленных к нему работников в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами, заключенными этими работниками с исполнителем;
2) исполнитель - юридическое лицо (его филиал), не являющееся частным агентством занятости - сторона договора о предоставлении труда работников (персонала), работодатель, направляющий временно своих работников с их согласия к юридическому лицу, не являющемуся работодателем данных работников, для выполнения данными работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем заказчика;
3) заказчик - юридическое лицо (его филиал) - сторона договора о предоставлении труда работников (персонала), в чьих интересах, под управлением и контролем выполняет трудовые функции работник, временно направленный для этих целей исполнителем;
4) работник - физическое лицо, имеющее трудовые отношения с исполнителем и осуществляющий трудовые функции в интересах, под управлением и контролем заказчика, в рамках договора о предоставлении труда работников (персонала), заключивший дополнительное соглашение к трудовому договору с работодателем.
Статья 3. Стороны договора о предоставлении труда работников (персонала)
Исполнителем в договоре о предоставлении труда работников (персонала) могут выступать юридические лица (их филиалы), за исключением применяющих упрощённую систему налогообложения, в том числе иностранные юридические лица (их филиалы).
Заказчиком в договоре о предоставлении труда работников (персонала) может выступать юридическое лицо (его филиал), в том числе иностранное юридическое лицо (его филиал) в случаях, когда указанное юридическое лицо является:
аффилированным (определяемым в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации) или взаимозависимым (определяемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) лицом по отношению к исполнителю;
акционерным обществом или его аффилированным лицом, если исполнитель или аффилированное с исполнителем лицо является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого акционерного общества;
обществом с ограниченной ответственностью, если исполнитель, являющийся его участником, или аффилированное с исполнителем лицо является стороной корпоративного договора об осуществлении своих корпоративных (членских) прав;
участником или его аффилированным лицом, который (которое) является совместно с исполнителем или его аффилированным лицом участником создаваемого на основе договора о совместной деятельности и не имеющего статуса юридического лица объединения юридических лиц, выступающего на стороне инвестора по соглашениям о разделе продукции;
стороной или аффилированным лицом стороны акционерного соглашения, иного корпоративного договора с исполнителем или его аффилированным лицом.
Статья 4. Права и обязанности исполнителя
Исполнитель имеет право:
самостоятельно определять работников, направляемых к заказчику, в рамках договора о предоставлении труда работников (персонала).
Исполнитель обязан:
направлять своего работника, с его согласия, для выполнения трудовых функций у заказчика в рамках договора о предоставлении труда работников (персонала);
заключить с работником, направляемым к заказчику в рамках договора о предоставлении труда работников (персонала), дополнительное соглашение к трудовому договору, определяющее условия выполнения работником трудовых функций у заказчика и сроки направления;
обеспечить выполнение норм трудового законодательства, в том числе по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в отношении направляемого работника, за исключением случаев, когда соответствующие обязанности в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона возложены на заказчика в соответствии с договором о предоставлении труда работников (персонала);
обеспечить участие своего представителя в комиссии по расследованию несчастных случаев;
отзывать направляемых работников в случае нарушения заказчиком в отношении направляемого работника условий договора о предоставлении труда работников (персонала), указанных в статье 6 настоящего Федерального закона.
Статья 5. Права и обязанности заказчика
Заказчик имеет право:
управлять и контролировать выполнение трудовой функции направляемыми работниками;
требовать исполнения направляемым работником трудовых обязанностей, бережного отношения к имуществу заказчика (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у заказчика, если заказчик несет ответственность за сохранность этого имущества) и к имуществу работников заказчика, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка заказчика.
Заказчик обязан:
обеспечить выполнение норм трудового законодательства, в том числе по обеспечению безопасных условий и охраны труда в отношении направляемого работника в случаях, когда на заказчика выполнение соответствующих норм возложено в соответствии с договором о предоставлении труда работников (персонала), или иные обязанности, делегирование которых предусмотрено договором о предоставлении труда работников (персонала) в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона;
обеспечить доступ направляемых работников к месту выполнения трудовой функции;
образовывать комиссию по расследованию несчастных случаев, произошедших с направляемыми работниками, с участием представителя исполнителя.
Статья 6. Права и обязанности направляемого работника
На направленных работников распространяется трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
Направляемый работник имеет право:
отказаться от направления его к заказчику в рамках договора
о предоставлении труда работников (персонала);
на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для выполнения трудовых функций в условиях, отвечающим требованиям охраны труда;
на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
на полную и достоверную информацию об условиях труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда;
на своевременную и в полном объеме оплату труда в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы в соответствии с настоящим Федеральным законом и трудовым договором;
на защиту своих прав, свобод и законных интересов всеми законными способами;
на возмещение вреда, причиненного вследствие нарушения требований охраны труда, и компенсацию морального вреда, в том числе, если причинение вреда имело место в период осуществления трудовых функций у заказчика.
Направляемый работник обязан:
добросовестно выполнять свои трудовые функции, возложенные на него в рамках дополнительного соглашения к трудовому договору с исполнителем, предусмотренного статьей 4 настоящего Федерального закона;
соблюдать требования трудового законодательства, в том числе правил трудового распорядка заказчика, требований дисциплины и охраны труда, противопожарной безопасности;
бережно относиться к имуществу заказчика (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у заказчика, если заказчик несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
незамедлительно сообщить представителю исполнителя и представителю заказчика о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества заказчика (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у заказчика, если заказчик несет ответственность за сохранность этого имущества).
Статья 7. Особенности трудовых отношений с направляемым работником
При направлении работника для выполнения трудовых функций у заказчика по договору о предоставлении труда работников (персонала) трудовые отношения между этим работником и исполнителем не прекращаются, а трудовая деятельность работника при выполнении трудовой функции в рамках данного договора не приводит к возникновению трудовых отношений между этим работником и заказчиком.
При направлении работника для работы у заказчика по договору
о предоставлении труда работников (персонала) исполнитель и работник заключают дополнительное соглашение к трудовому договору с указанием сведений о заказчике, включающих наименование заказчика, а также сведений о месте и дате заключения, номере и сроке действия договора о предоставлении труда работников (персонала).
Дополнительное соглашение к трудовому договору с работником, направляемым для работы у заказчика по договору о предоставлении труда работников (персонала), должно включать условие о выполнении работником определенной трудовым договором трудовой функции в интересах, под управлением и контролем юридического лица, не являющегося работодателем по трудовому договору, сроки направления, место работы, а также сведений о дате заключения, номере и сроке действия договора о предоставлении труда работников (персонала).
Дополнительное соглашение к трудовому договору является неотъемлемой частью трудового договора, заключается в письменной форме и не может превышать срок действия договора о предоставлении труда работников (персонала), а также срок действия трудового договора.
Дополнительное соглашение к трудовому договору составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр дополнительного соглашения передается работнику, другой экземпляр хранится у работодателя. Получение работником экземпляра дополнительного соглашения должно подтверждаться подписью работника на экземпляре дополнительного соглашения, хранящемся у работодателя.
Условия труда и отдыха направленных работников определяются в его дополнительном соглашении к трудовому договору и не могут ухудшать положение работника по сравнению с установленными трудовым законодательством.
Условия оплаты труда по трудовому договору с работником, направляемым для работы у заказчика по договору о предоставлении труда работников (персонала), должны быть не хуже, чем условия оплаты труда работников заказчика, выполняющих такие же трудовые функции и имеющих такую же квалификацию.
Компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник направляется на работу в соответствующих условиях, устанавливаются на основании информации о характеристике условий труда на рабочем месте, предоставляемой заказчиком.
Статья 8. Особенности заключения и реализации договора о предоставлении труда работников (персонала)
Направление по договору о предоставлении труда работников (персонала) юридическими лицами к юридическим лицам связано с необходимостью временного привлечения определенного количества квалифицированных работников исполнителя для осуществления заказчиком экономической деятельности с целью участия в производственном процессе, реализации определенных проектов, управления производством, необходимостью передачи опыта и знаний и выполнения иных функций.
Направление работников для выполнения трудовых функций у заказчика по договору о предоставлении труда работников (персонала) не допускается в целях:
1) замены участвующих в забастовке работников заказчика;
2) замены работников заказчика, отказавшихся от выполнения работы в случаях и в порядке, установленных трудовым законодательством, в том числе временно приостановивших работу в связи с задержкой выплаты им заработной платы на срок более 15 дней;
3) выполнения работ в случае простоя (временной приостановки заказчиком работ), осуществления процедуры банкротства заказчиком, введения заказчиком режима неполного рабочего времени в целях сохранения рабочих мест при угрозе массового увольнения работников заказчиком;
4) выполнения на объектах, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к опасным производственным объектам I и II классов опасности, отдельных видов работ, не требующих проведении аттестации (проверки знаний) в области промышленной безопасности, перечни которых утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
5) выполнения работ на рабочих местах, условия труда на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.
Договором о предоставлении труда работников (персонала) может быть предусмотрено делегирование следующих обязанностей работодателя от исполнителя к заказчику:
обязанность обеспечивать направленного работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей;
обязанность отстранять от работы или не допускать к работе направленного работника в случаях, указанных в части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом о случаях отстранения от работы или недопущения к работе направленного работника заказчик обязан известить исполнителя незамедлительно;
обязанность обеспечивать направленного работника средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, санитарно-бытовыми помещениями, обучением по безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведением инструктажей
по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда, инструкциями по охране труда и нормативными правовыми актами, содержащими требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности;
обязанность соблюдения установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда, при этом исполнитель может осуществлять контроль за соответствием фактического использования заказчиком труда направленных работников трудовым функциям, определенным трудовыми договорами этих работников.
Заказчик несет субсидиарную ответственность за ненадлежащее выполнение исполнителем денежных обязательств перед направленным работником, определенных условиями дополнительного соглашения к трудовому договору работника с исполнителем, в том числе по обязательствам по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику, по уплате денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, связанных с направлением работников, в объеме неисполненных обязательств за период работы по договору о предоставлении труда работников (персонала).
Статья 9.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г.
Президент |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О регулировании труда работников, направляемых временно работодателем, не являющимся частным агентством занятости, к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)"
Проект федерального закона "О регулировании труда работников, направляемых временно работодателем, не являющимся частным агентством занятости, к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)" (далее - законопроект) разработан в целях реализации норм статьи 341.3 Трудового кодекса Российской Федерации, и норм статьи 18.1 Закона N 1032-1 от 19.04.1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации", а также в соответствии с пунктом 2 поручения Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N ОГ-П12-95пр.
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) с 1 января 2016 года Трудовой кодекс Российской Федерации дополняется главой 53.1, устанавливающей особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала). При этом статьей 341.3 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается, что в отношении юридических лиц, не являющихся частными агентствами занятости, указанные особенности устанавливаются отдельным федеральным законом.
Также статьей 341.1 Трудового кодекса Российской Федерации упоминается право юридического лица (не являющегося частным агентством занятости) осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения. В свою очередь, пп.2 пункта 3, статьи 18.1 Закона Российской Федерации N 1032-1 от 19.04.1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" устанавливает, что осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) вправе юридические лица (не являющиеся частными агентствами занятости) - на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законом. Соответственно, данный законопроект разработан на основе упомянутых требований в законодательстве.
Целью подготовки законопроекта является регулирование правоотношений, возникающих при заключении договора о предоставлении труда работников (персонала) юридическими лицами, не являющимися частными агентствами занятости и определенные абзацем 7 пункта 2 статьи 1 Федерального закона.
Законопроект регулирует права сторон в случае, когда работник направляется от одного юридического лица к другому юридическому лицу (заказчику) для выполнения специфических задач.
Как правило, направление работников осуществляется в группе компании - между аффилированными или родственными организациями. Законопроект также предусматривает особенности трудовых отношений с направляемыми работниками и особенности реализации договора о предоставлении персонала (в том числе случаи, когда направление работников не допускается).
В дополнение к уже принятым законодательным актам, предусматривающим принятие данного законопроекта, необходимость регулирования механизма предоставления персонала диктуется следующими факторами.
В настоящее время договор о предоставлении персонала широко используется крупнейшими компаниями и холдингами во всем мире. Использование договора признается допустимым и регулируется в большинстве развитых стран, включая страны Европы, США, Канаду, Австралию, Японию, Сингапур, Южную Корею и др., а также в развивающихся государствах (например, в Бразилии, Китае, Индии). Временное привлечение трудовых ресурсов особенно важно для производственных и торговых компаний, компаний нефтегазового сектора, а также складских комплексов в случае резких изменений конъюнктуры рынка (например, сезонных), для осуществления большинства проектов (инжиниринговых, телекоммуникационных, исследовательских, нефтяных и др.). Временное предоставление персонала необходимо для передачи опыта и знаний высококвалифицированными специалистами при развитии деятельности в новом регионе, а также решает вопрос кратко- и среднесрочной замены сотрудников, находящихся на больничном или ушедших в отпуск, и т.д.
В нашей стране российские и международные компании широко используют данный механизм найма в течение последних 20 лет, основываясь на соответствующих положениях Налогового и Гражданского кодексов Российской Федерации (Налоговый кодекс Российской федерации: статья 148 "Место реализации работ (услуг)", статья 264 "Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией", статья 306 "Особенности налогообложения иностранных организаций. Постоянное представительство иностранной организации", Гражданский кодекс Российской федерации, Глава 39 "Возмездное оказание услуг"). Договоры о предоставлении персонала заключаются как между крупными российскими компаниями с дочерними предприятиями в других регионах, так и между иностранными юридическими лицами и их российскими дочерними предприятиями.
Использование механизма предоставления труда работников (персонала) позволяет оперативно решать различные бизнес-задачи, так как предоставленные работники уже обладают необходимыми навыками, знаниями и опытом и могут быстро включиться в производственный процесс и работать над проектами, повышая производительность труда на предприятии принимающей организации.
Как правило, по договору предоставляются менеджеры высшего звена, высококвалифицированные специалисты и технический персонал. Данные работники, на практике, направляются для сопровождения инвестиции, в том числе иностранных, для передачи опыта в дочернем предприятии, для внедрения новых технологий, а также для передачи опыта российскому персоналу. Высококвалифицированные специалисты обладают уникальным опытом работы и владеют узкими специализациями. Такие работники могут участвовать в внутрихолдинговых перемещениях по всему миру.
При направлении сотрудников трудовые отношения с работодателем не прекращаются, что является важным условием для работников, особенно для иностранных граждан, которые на период работы в России сохраняют трудовые отношения с работодателем, и соответственно не теряют свое право на участие в социальных и пенсионных программах в странах постоянного проживания.
Сложность данного правоотношения обусловлена тем, что в данном случае не возникает трудовых отношений между работником и заказчиком. При этом следует учитывать, что круг лиц, на которых будет распространено его действие, уже ограничен Федеральным законом.
Разработанный законопроект соответствует требованиям Договора о Евразийском экономическом союзе, предлагаемые законопроектом решения не влияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О регулировании труда работников, направляемых временно работодателем, не являющимся частным агентством занятости, к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)"
Принятие Федерального закона "О регулировании труда работников, направляемых временно работодателем, не являющимся частным агентством занятости, к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из бюджетов бюджетной системы.
ПЕРЕЧЕНЬ
перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О регулировании труда работников, направляемых временно работодателем, не являющимся частным агентством занятости, к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)"
Принятие Федерального закона "О регулировании труда работников, направляемых временно работодателем, не являющимся частным агентством занятости, к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)" не потребует признания утратившими силу, приостановления или изменения нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
При этом потребуется принятие постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня отдельных видов работ, не требующих проведения аттестации (проверки знаний) в области промышленной безопасности, в целях выполнения которых на объектах, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к опасным производственным объектам I и II классов опасности, не допускается направление работников по договору о предоставлении труда работников (персонала)" (далее - Перечень отдельных видов работ).
Необходимость утверждения Перечня отдельных видов работ обусловлена пунктом 4 части 2 статьи 8 законопроекта.
Срок принятия нормативного правового акта - IV квартал 2016 года.
Головной федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку, - Минтруд России.
Соисполнители: Минэкономразвития России, Минфин России.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О регулировании труда работников, направляемых временно работодателем, не являющимся частным агентством занятости, к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)"
Принятие Федерального закона "О регулировании труда работников, направляемых временно работодателем, не являющимся частным агентством занятости, к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)" (далее - законопроект) потребует внесения изменений в Закон Российской Федерации N 1032-1 от 19.04.1991 г. "О занятости населения Российской Федерации" (далее - Закон).
Необходимость внесения изменений в Закон вызвана потребностью приведения в соответствие Закона с законопроектом.
Срок принятия нормативного правового акта - IV квартал 2016 года.
Головной федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку, - Минэкономразвития России.
Соисполнители: Минтруд России, Минфин России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.