Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 82 и 93.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 30.03.2015)
Проект федерального закона (далее - законопроект) разработан в целях реализации рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) по итогам первой фазы обзора законодательства Российской Федерации в рамках Глобального форума по транспарентности и обмену информацией для целей налогообложения.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" аудиторская организация, индивидуальный аудитор не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, предусмотренные указанным Федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом и другими федеральными законами. При этом аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".
По итогам первой фазы обзора соответствия нормативной правовой базы Российской Федерации, регулирующей вопросы обмена информацией для целей налогообложения, критериям ОЭСР Российской Федерации рекомендовано внести изменения в законодательство, обеспечивающие доступ налоговых органов к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну.
Законопроектом вносятся изменения в статью 931 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что должностное лицо налогового органа при проведении налоговой проверки вправе истребовать у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов полученные ими при осуществлении аудиторской деятельности и оказании прочих, связанных с аудиторской деятельностью, услуг, предусмотренных пунктами 1-5 части 7 статьи 1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", документы (информацию), служащие основаниями исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора) налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом). Такие документы (информацию) налоговые органы вправе истребовать для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора), в случае, если они не представлены в установленном порядке налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом).
Законопроектом предусматривается, что налоговые органы могут истребовать такие документы (информацию) на основании решения руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, либо на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
При этом аудиторские организации и индивидуальные аудиторы представляют налоговым органам истребуемые документы (информацию) вне зависимости от согласия налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов), которым оказывались такие услуги. Порядок и сроки представления указанных документов (информации) установлены статьей 931 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанной статьей лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его или сообщает в налоговый орган, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Обеспечение доступа налоговых органов к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну, будет способствовать выявлению налоговых правонарушений, борьбе с уклонением от уплаты налогов и финансовыми мошенничествами. Указанная мера имеет значение в системе действий, направленных на решение проблемы деоффшоризации российской экономики. Кроме того, данная мера обеспечит исполнение налоговыми органами обязательств по представлению информации по запросам уполномоченных органов иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. Законопроект отвечает международному опыту взаимодействия субъектов аудиторской деятельности и налоговых органов, а также провозглашаемым Кодексом профессиональной этики аудиторов цели и общественному предназначению деятельности независимого аудитора.
Законопроектом предусмотрено внесение корреспондирующего изменения в статью 82 Налогового кодекса Российской Федерации.
Принятие данного Федерального закона не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов, а также не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации. Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация данного Федерального закона не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.