Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды"
(подготовлен Минприроды России 27.10.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (далее - Законопроект) подготовлен Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в целях повышения эффективности работы органов, осуществляющих государственный экологический надзор по пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.
В соответствии со статьей 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - федеральный закон N 7-ФЗ) под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее -органы государственного надзора), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральным законом N 7-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством в том числе принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Согласно ст. 66 федерального закона N 7-ФЗ должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) устанавливает административную ответственность за неисполнение предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Согласно ч.1 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В случае неисполнения ранее выданного предписания должностные лица органов государственного надзора проводят внеплановую проверку и повторно выдают предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Проведение указанных внеплановых проверок существенно влияет на материальные затраты органа государственного надзора.
Вместе с тем, выдача должностным лицом органа государственного надзора повторного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований не может являться гарантией устранения выявленного нарушения законодательства.
Таким образом обеспечить со стороны должностных лиц органа государственного надзора устранение последствий выявленных нарушений в настоящее время не представляется возможным.
Законопроектом предлагается наделить должностных лиц органов государственного надзора правом на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае не устранения последствий выявленных нарушений требований в области охраны окружающей среды и природопользования.
Практика подачи заявлений в суды органами государственного надзора, наделенными федеральными законами полномочиями по подаче заявлений в суды в защиту публичного интереса в установленной сфере деятельности, а также органами прокуратуры Российской Федерации является эффективным инструментом пресечения нарушений законодательства.
Законопроект соответствует положениям договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.