Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг"
(подготовлен Минфином России 27.10.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (далее - законопроект) разработан в целях исполнения подпункта 20 пункта 1 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 03.12.2015 (ПР-2508 от 08.12.2015), в соответствии с которым необходимо подготовить и представить предложения, направленные на упрощение и сокращение сроков процедуры эмиссии долговых ценных бумаг, а также в соответствии с пунктом 5.1 (подпункты "а" - "в") Плана мероприятий ("дорожной карты") "Основные мероприятия по развитию финансового рынка Российской Федерации на период 2016 - 2018 годов", утвержденного поручением Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И. Шувалова от 28.06.2016 N ИШ-П13-3745. Законопроект также содержит положения, разработка которых предусмотрена пунктами 9 и 16 Плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование корпоративного управления", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.06.2016 N 1315-р.
Законопроектом предлагаются изменения в ряд федеральных законов, направленные на:
упрощение и сокращение сроков процедуры эмиссии долговых и иных эмиссионных ценных бумаг;
законодательное урегулирование вопросов, связанных с формированием комитетов совета директоров (наблюдательного совета) акционерных обществ, обязательности формирования комитета по аудиту в публичных акционерных обществах, создания в акционерных обществах внутреннего контроля и системы управления рисками, отказа от обязательности образования ревизионной комиссии (ревизора) в публичных акционерных обществах и в тех непубличных акционерных обществах, в которых предусматривается формирование комитета по аудиту;
создание условий для участия совета директоров (наблюдательного совета) акционерных обществ в формировании органов управления акционерных обществ, в том числе для передачи вопросов по образованию и досрочному прекращению полномочий исполнительных органов в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) акционерных обществ;
оптимизацию требований к раскрытию информации эмитентами ценных бумаг;
возможность установления отчетного года для составления консолидированной финансовой отчетности, отличного от календарного года.
Предлагаемые законопроектом новеллы связаны, прежде всего, с упрощением и сокращением сроков процедуры эмиссии ценных бумаг, снятием излишних административных барьеров при осуществлении эмиссии ценных бумаг. В частности, сокращение сроков проведения внутрикорпоративных процедур, необходимых для выпуска облигаций, достигается для документарных облигаций заменой решения о выпуске (дополнительном выпуске) документарных облигаций документом (сертификатом), закрепляющим права по таким облигациям. В то время как решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг подлежит утверждению уполномоченным органом управления эмитента (как правило, советом директоров) и подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, документ (сертификат), закрепляющий права по документарным облигациям, согласно законопроекту, не будет требовать утверждения и может быть подписан уполномоченным должностным лицом эмитента. Документ, закрепляющий права по бездокументарным облигациям, не конвертируемым в акции (решение о выпуске бездокументарных облигаций), также предлагается освободить от утверждения и разрешить подписывать не только единоличным исполнительным органом эмитента, но и уполномоченным им должностным лицом эмитента.
Предлагаемая замена решения о выпуске документарных облигаций на их сертификат решает проблему дублирования описания (закрепления) прав по документарным облигациям в двух документах - в сертификате и в решении о выпуске ценных бумаг. Устраняется также дублирование фиксации условий размещения ценных бумаг в проспекте ценных бумаг и в решении о выпуске ценных бумаг. При отсутствии проспекта ценных бумаг или при отсутствии в проспекте ценных бумаг условий размещения ценных бумаг указанные условия предлагается отражать в отдельном документе. При этом такой документ, содержащий условия размещения облигаций, не конвертируемых в акции, не будет требовать утверждения, не будет подлежать представлению для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) облигаций, и может быть подписан уполномоченным должностным лицом эмитента.
Законопроект устанавливает, что документы, удостоверяющие права по ценным бумагам (решение о выпуске ценных бумаг и сертификат облигации) могут предоставляться в Банк России или регистрирующую организацию в электронной форме, что позволит снизить затраты на подготовку эмиссионных документов.
Законопроектом также предусмотрено освобождение эмитентов от обязанности представления уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг с возложением указанной обязанности на организации учетной системы (регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев бездокументарных ценных бумаг эмитента, или депозитария, осуществляющего хранение документарных ценных бумаг эмитента).
Возможность осуществления эмиссии облигаций по упрощенной процедуре - в рамках программы облигаций, законопроектом предлагается распространить на любые облигации, не конвертируемые в акции.
Законопроект также снимает ограничение по сроку размещения облигаций в течение одного года с даты регистрации выпуска (дополнительного выпуска) облигаций, предоставляя таким образом возможность распространения практики размещения биржевых облигаций в течение всего срока до погашения биржевых облигаций на другие облигации. Кроме того, законопроектом вводится возможность допуска коммерческих облигаций к организованным торгам в процессе их обращения при условии регистрации биржей проспекта коммерческих облигаций.
Существенные изменения предлагаются законопроектом в части процедуры эмиссии акций непубличных акционерных обществ, в том числе подлежащих размещению при их учреждении. Так, предлагается предоставить право осуществлять регистрацию выпусков акций, подлежащих размещению при учреждении акционерных обществ, а в перспективе - также иных выпусков акций непубличных акционерных обществ регистраторам, которые осуществляют ведение реестра акционеров соответствующих акционерных обществ.
Кроме того, законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 8.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", которые связаны, прежде всего, с юридико-техническими процедурами, касающимися возможности регистрации выпуска акций регистратором и присвоением регистрационного номера выпуску акций при регистрации. Законопроект устанавливает новые правила регистрации выпусков акции при учреждении акционерного общества. Такая регистрация выпуска, как и при реорганизации, осуществляется предварительно до регистрации юридического лица. Благодаря этой новелле решается проблема появлениия акционерных обществ, у которых отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке выпуски акций.
В отличие от существующего порядка внесения записей в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), в соответствии с которым указанные записи вносятся в определенный в законе временной период, законопроект устанавливает правило, позволяющее определить конкретный день, в который должна быть внесена запись в ЕГРЮЛ либо принято решение об отказе во внесении такой записи при реорганизации юридических лиц. Предлагаемый порядок позволит заранее всем заинтересованным лицам планировать юридические и иные действия в отношении реорганизуемого юридического лица. Также предлагаемый порядок существенно упростит совершение на организованных торгах сделок с акциями акционерного общества при его реорганизации, в связи с тем, что дату прекращения организованных торгов такими акциями можно будет установить заранее. Кроме того, новое регулирование позволит регистраторам и депозитариям своевременно осуществлять операции по счетам владельцев и депонентов при размещении акций при реорганизации.
Законопроектом предлагается существенно изменить подходы и принципы регулирования раскрытия эмитентами информации. В рамках таких изменений предлагается, в частности, существенно изменить подходы к проспекту ценных бумаг. Так, закрепляется возможность установления Банком России различных требований к проспекту ценных бумаг в зависимости от вида, категории (типа) ценных бумаг, вида основной деятельности эмитента, в зависимости от того, является ли эмитент субъектом малого и среднего бизнеса, раскрывает ли эмитент информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, а также в зависимости от количества размещенных эмитентом в течение года выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг. Кроме того, законопроект предусматривает возможность составления кратких проспектов ценных бумаг в случае, если эмитент в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации уже раскрывает ежеквартальные отчеты и сообщения о существенных фактах. Таким образом, сохраняется баланс между интересами эмитента, сокращающего сроки и затраты на подготовку проспекта ценных бумаг, и интересами инвесторов, которым необходимо получить полную и объективную информацию о рисках, связанных с приобретением размещаемых ценных бумаг.
Законопроект изменяет подход к требованиям о раскрытии эмитентами информации о существенных фактах. Действующий принцип установления перечня сообщений о существенных фактах на законодательном уровне неоднократно подвергался справедливой критике участниками финансового рынка. В настоящее время пункт 14 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" содержит свыше 50 событий (фактов), которые для целей раскрытия информации рассматриваются в качестве существенных. Последний из названных фактов сформулирован как иные факты, "оказывающие, по мнению эмитента, существенное влияние на стоимость его эмиссионных ценных бумаг". Это положение Федерального закона "О рынке ценных бумаг" должно влечь за собой раскрытие эмитентами любых существенных фактов. Однако на практике факты, прямо не названные в указанном перечне, составляют немногим более одного процента от всех событий, информация о которых раскрывается эмитентами*(1). Так, например, хотя эмитенты обязаны раскрывать информацию о перспективах деятельности компании в проспектах ценных бумаг и ежеквартальных отчетах, однако такие сведения, как снижение ожидаемой прибыли, практически не раскрываются (это событие не входит в число прямо перечисленных в законе существенных фактов). Практика раскрытия информации о том, что реальная прибыль оказалась ниже ожидаемой, не распространена среди российских эмитентов. В целом обязанность раскрывать "иные факты" не привела к действительному раскрытию информации обо всех существенных событиях, которые важны для инвесторов и акционеров конкретного эмитента.
Законопроект исключает перечень существенных фактов и предусматривает, что "требования к раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах, в том числе к составу и содержанию такой информации, определяются нормативными актами Банка России". Аналогичные изменения предусмотрены также в отношении ежеквартального отчета.
Необходимо отметить, что регулирование раскрытия эмитентами информации в Европейском Союзе сегодня так же претерпевает существенные изменения. Так, проект Положения Европейского Парламента и Совета ЕС о проспектах, раскрываемых при публичном предложении ценных бумаг или их допуске к торгам, одобренный Европейской Комиссией 30.11.2015*(2), определяет основные задачи реформы регулирования проспектов ценных бумаг, к которым относится упрощение и удешевление доступа небольших компаний к рынкам капиталов, создание более простых и гибких условий доступа на рынок капиталов для всех эмитентов, и в особенности для тех из них, кто осуществляет эмиссию вторично либо на регулярной основе, защита интересов инвесторов посредством установления типовых форм изложения ключевой информации, необходимой для принятия инвесторами решения.
Предусмотренные законопроектом нормы не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Существенным изменением, направленным на приведение российского регулирования в части требований к составлению финансовой отчетности в соответствие наилучшим международным практикам, является дополнение Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" нормой, позволяющей установить в учредительных документах организации иной, отличный от календарного года, отчетный период для составления годовой консолидированной финансовой отчетности.
Составление финансовой отчетности за период, отличный от календарного года, распространено в международной практике и позволяет компаниям наиболее эффективно планировать и подводить финансовые итоги деятельности, учитывая при этом специфику отрасли и бизнес-цикл компании, а также позволяет снизить затраты на оплату услуг аудиторов и равномерно распределить нагрузку сотрудников аудиторских компаний в течение года. Таким образом, предлагаемые изменения способствуют повышению прозрачности и открытости деятельности российских организаций, обеспечению унификации и сопоставимости основных финансовых результатов деятельности российских компаний с показателями иностранных организаций той же отрасли и, как следствие, повышению их привлекательности для инвесторов.
Кроме того, законопроект вносит в иные Федеральные законы (Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1, Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральный закон от 11.11.2003 N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах") изменения юридико-технического характера, направленные на приведение терминологии, связанной с эмиссией ценных бумаг, в соответствие Федеральному закону "О рынке ценных бумаг" в редакции законопроекта.
-------------------------------------------
*(1) По итогам 2015 года общее число раскрытых эмитентами сообщений о существенных фактах составило 243 тыс., из них число сообщений о существенных фактах, не указанных в Федеральном законе "О рынке ценных бумаг", - 2 814.
*(2) http://www.europarl.europa.eu/RegData/docs_autres_institutions/c ommission_europeenne/com/2015/0583/COM_COM(2015)0583(ANN)_EN.pdf
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.