Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
(от 01.11.2016)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения ОРВ), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Ростехнадзором (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 1 июля по 22 июля 2016 г., а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в срок с 26 июля по 30 сентября 2016 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/07-16/00050287).
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения ОРВ, разработчиком соблюдены.
Согласно пункту 1.5 сводного отчета проект акта разработан в инициативном порядке. В случае принятия проекта акта согласно пункту 7 сводного отчета предлагаемым правовым регулированием могут быть затронуты интересы должностных лиц и работников организаций, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов (без их количественной оценки).
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета Минэкономразвития России обращает внимание на следующее замечание к проекту акта.
Согласно пункту "б" части 2 статьи 1 проекта акта нарушение требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба, наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Вместе с тем проектом акта без приведения достаточного обоснования значительно расширяется круг объектов*(1), на которых нарушение требований промышленной безопасности нарушение требований промышленной безопасности наказывается штрафом либо лишением свободы. При этом размер штрафа увеличен в 5 раз.
Также, считаем необходимым отметить, что меры ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об уголовной ответственности, должны не только соответствовать характеру нарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также степени вины нарушителя, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к ответственности, тому вреду, который причинен в результате нарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав привлекаемого к ответственности лица и общего интереса.
Таким образом, Минэкономразвития России считает, что предлагаемые проектом акта санкции и размеры штрафов за нарушение требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба, завышены и требуют корректировки.
Кроме того, полагаем, что предложение об увеличении размеров штрафов при незначительном количестве выявленных нарушений, от всех опасных производственных объектов, не является обоснованным (таблица N 1).
Год |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Аварии*(2) |
198 |
145 |
139 |
174 |
ОПО1 |
286 774 |
217 206 |
179 877 |
174 801 |
% |
0,069 |
0,066 |
0,077 |
0,099 |
Также, представляется целесообразным увеличить сумму ущерба, позволяющую относить деяния к преступлениям, предусмотренным частями 2 статьи 216 и 217 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, считаем необходимым отметить, что статьей 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статьей 216 Уголовного кодекса Российской Федерации уже предусмотрены наказания за нарушение требований в области промышленной безопасности и правил безопасности. При этом проектируемой статьей 217 Уголовного кодекса Российской Федерации также предусмотрено наказание за нарушение требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах. Таким образом, на практике существует риск конкуренции норм, что в свою очередь может привести к неоднозначному применению указанных положений.
Учитывая изложенное, из редакции проекта акта представляется целесообразным исключить положения, предусматривающие ужесточение ответственности за нарушение требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба, а также исключить либо обосновать расширение круга объектов, на которых нарушение требований промышленной безопасности наказывается штрафом либо лишением свободы.
На основании оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о соответствии цели регулирования проекта акта предлагаемому способу решения проблемы.
Учитывая вышеизложенное, Минэкономразвития России считает, что проект акта содержит положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Действующей редакцией статьи 217 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрены санкции за нарушение правил безопасности только на взрывоопасных объектах.
*(2) По данным годовых отчетов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с 2012 по 2015 гг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.