Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О естественных монополиях" в части проведения технологического и ценового аудита инвестиционных проектов субъектов естественных монополий."
(подготовлен Минэкономразвития России 23.07.2015 г.)
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "О естественных монополиях" и Федеральный закон "Об электроэнергетике"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст. 3426; 2001, N 33, ст. 3429; 2002, N 1, ст. 2; 2003, N 2, ст. 168; N 13, ст. 1181; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 1, ст. 10; N 19, ст. 2063; 2007, N 1, ст. 21; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5557; 2008, N 52, ст. 6236; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, 4596; N 50, ст. 7343; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4321; N 53, ст. 7616) следующие изменения:
1) в статье 3:
а) часть первую дополнить абзацем следующего содержания:
"инвестиционная программа - документ, содержащий сведения о мероприятиях, планируемых к реализации (реализуемых) субъектом естественной монополии на определенный период времени, и иную информацию в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации";
б) часть вторую изложить в следующей редакции:
"Понятия "товар", "товарный рынок", "хозяйствующие субъекты", "группа лиц" применяются соответственно в значениях, указанных в Федеральном законе "О защите конкуренции".";
в) дополнить частью четвертой следующего содержания:
"Понятия "инвестиционный проект" и "капитальные вложения" применяются соответственно в значениях, указанных в Федеральном законе "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".";
2) в статье 6:
а) дополнить новой частью второй следующего содержания:
"В отношении субъектов естественных монополий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, осуществляется регулирование инвестиционной деятельности.";
б) части вторую - четвертую считать соответственно частями третьей - пятой;
3) в статье 7:
а) абзац первый пункта 2 изложить в следующей редакции:
"2. Органы регулирования естественных монополий осуществляют, в том числе с учетом утвержденных (согласованных) инвестиционных программ субъектов естественных монополий, государственный контроль (надзор) за:";
б) в пункте 7 после слов "правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий" дополнить словами "к формированию и реализации инвестиционной программы,";
4) дополнить статьями 7.1 и 7.2 следующего содержания:
"Статья 7.1. Инвестиционные программы субъектов естественных монополий
1. Инвестиционные проекты субъектов естественных монополий и финансовые вложения, отвечающие критериям, установленным Правительством Российской Федерации, осуществляются субъектами естественных монополий исключительно в соответствии с инвестиционными программами.
Включению в состав инвестиционных программ субъектов естественных монополий подлежат все мероприятия, предусмотренные абзацем первым настоящей части, планируемые к реализации (реализуемые) субъектами естественных монополий как в регулируемых сферах деятельности, так и в сферах деятельности, не относящихся в соответствии с настоящим Федеральным законом к естественным монополиям.
Требования к содержанию инвестиционной программы субъекта естественной монополии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Учету при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, подлежат исключительно мероприятия, реализуемые в регулируемых сферах деятельности и включенные в соответствующие разделы инвестиционных программ.
2. Мероприятия, указанные в части первой настоящей статьи, сведения о которых составляют государственную тайну, а также мероприятия, предусмотренные абзацем первым указанной части, сведения о которых составляют коммерческую тайну и планируемые субъектами естественных монополий к реализации (реализуемые) в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, включаются в состав закрытой части инвестиционной программы. При предоставлении инвестиционной программы, проекта инвестиционной программы уполномоченному органу государственной власти для целей реализации им установленных функций такая инвестиционная программа, проект инвестиционной программы должны быть представлены в полном объеме, если иное не предусмотрено уполномоченным органом государственной власти. Доступ к информации, содержащейся в закрытой части инвестиционной программы, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
3. Инвестиционные программы субъектов естественных монополий, отвечающие критериям, установленным Правительством Российской Федерации, утверждаются (согласовываются) Правительством Российской Федерации или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы, уполномоченные на утверждение (согласование) инвестиционных программ) в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
При утверждении (согласовании) инвестиционных программ субъектов естественных монополий в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, рассматриваются мероприятия, планируемые субъектом естественной монополии к реализации в регулируемых сферах деятельности.
При принятии решений об утверждении (согласовании) инвестиционной программы, о внесении (согласовании внесения) изменений в утвержденные (согласованные) инвестиционные программы органами, уполномоченными на утверждение (согласование) инвестиционных программ, учитывается влияние на формирование и реализацию инвестиционных программ субъектов естественных монополий документов стратегического планирования, документов территориального планирования, инвестиционных программ других субъектов естественных монополий, а также развития конкуренции в сопряженных с естественными монополиями сферах деятельности. Порядок учета такого влияния определяется в соответствующих сферах деятельности субъектов естественных монополий Правительством Российской Федерации или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти с соблюдением в том числе требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере стратегического планирования и законодательством о градостроительной деятельности. Принятые в соответствии с указанным порядком решения органов, уполномоченных на утверждение (согласование) инвестиционных программ, являются обязательными для исполнения субъектами естественных монополий.
Решением органа, уполномоченного на утверждение (согласование) инвестиционной программы, для целей ее формирования и реализации с учетом документов стратегического планирования и развития конкуренции в сопряженных с естественными монополиями сферах деятельности устанавливаются целевые показатели субъектов естественных монополий, обязательные для достижения субъектами естественных монополий в процессе и (или) по итогам реализации инвестиционной программы. Порядок установления целевых показателей субъектов естественных монополий, определения степени достижения установленных целевых показателей определяется в соответствующих сферах деятельности субъектов естественных монополий Правительством Российской Федерации или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.
В порядке, определенном Правительством Российской Федерации, осуществляется урегулирование разногласий, возникающих в связи с утверждением (согласованием) инвестиционных программ субъектов естественных монополий, внесением изменений в утвержденные (согласованные) инвестиционные программы, установлением целевых показателей субъектов естественных монополий, рассмотрение при утверждении (согласовании) проектов инвестиционных программ (внесении изменений в утвержденные (согласованные) инвестиционные программы) мероприятий, планируемых к реализации в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, внесение изменений в утвержденные (согласованные) инвестиционные программы субъектов естественной монополии.
4. В отношении утвержденных (согласованных) инвестиционных программ субъектов естественных монополий уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, осуществляется контроль за ходом их реализации.
5. Действие настоящей статьи не распространяется на регулирование отношений, связанных с формированием и реализацией инвестиционных программ субъектов естественных монополий в сферах захоронения радиоактивных отходов, услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, услуг по передаче электрической энергии, тепловой энергии и сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры. Регулирование указанных отношений осуществляется в соответствии с федеральными законами.
Статья 7.2. Технологический и ценовой аудит инвестиционных проектов субъектов естественных монополий
1. В отношении отдельных инвестиционных проектов, а также совокупности инвестиционных проектов, реализуемых в отношении одного объекта недвижимого имущества, стоимость реализации которых превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации, и содержащихся в проекте инвестиционной программы, представляемой субъектом естественной монополии для утверждения (согласования) в соответствии с определенным Правительством Российской Федерации порядком, либо в проекте внесения изменений в утвержденную (согласованную) инвестиционную программу, субъекты естественных монополий проводят технологический и ценовой аудит.
Технологический и ценовой аудит инвестиционных проектов субъектов естественных монополий проводится в отношении инвестиционных проектов, реализуемых субъектами естественных монополий в регулируемых сферах деятельности.
По решению Правительства Российской Федерации, а в случае, если инвестиционный проект субъекта естественной монополии подлежит рассмотрению в составе инвестиционной программы, утверждаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), технологический и ценовой аудит инвестиционных проектов субъектов естественных монополий может проводиться при несоответствии их критериям, установленным настоящей частью.
2. Целью технологического и ценового аудита инвестиционных проектов субъектов естественных монополий является независимая оценка эффективности и целесообразности запланированных капитальных вложений субъектов естественных монополий, запланированных источников и размера финансирования таких капитальных вложений, соблюдения установленных правил и требований при реализации инвестиционных проектов.
3. Технологический и ценовой аудит инвестиционных проектов субъектов естественных монополий проводится юридическим лицом, отвечающим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (далее - экспертная организация). В отношении инвестиционных проектов, сведения о которых составляют государственную тайну, технологический и ценовой аудит проводится экспертной организацией, имеющей полномочия по проведению работ с использованием таких сведений. Работники экспертной организации, ответственные за проведение технологического и ценового аудита инвестиционного проекта (совокупности инвестиционных проектов), должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, а в случае проведения технологического и ценового аудита в отношении проектов, сведения о которых составляют государственную тайну, иметь также соответствующий допуск.
Выбор экспертной организации осуществляется субъектом естественной монополии самостоятельно, с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом должны соблюдаться требования ротации и независимости экспертных организаций, установленные Правительством Российской Федерации, а также иные требования, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Результатом технологического и ценового аудита инвестиционного проекта (совокупности инвестиционных проектов) субъектов естественных монополий является предоставляемое субъекту естественной монополии и (или) органу, уполномоченному на утверждение (согласование) инвестиционной программы, заключение.
4. Субъект естественной монополии обязан содействовать экспертной организации в проведении технологического и ценового аудита инвестиционного проекта (совокупности инвестиционных проектов), предоставлять необходимые для целей проведения технологического и ценового аудита информацию и документы, давать по устному или письменному запросу экспертной организации исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, запрашивать необходимые сведения у третьих лиц, не предпринимать мер, направленных на сокрытие и (или) ограничение доступа к информации, необходимой для проведения технологического и ценового аудита, оплатить услуги экспертной организации в размере и порядке, предусмотренном договором на проведение технологического и ценового аудита, а также выполнять обязательства, вытекающие из такого договора, и другие требования, установленные законодательством Российской Федерации. Отказ в предоставлении экспертной организации документов и информации в связи с наличием в таких документах и информации сведений, составляющих коммерческую тайну, не допускается.
Экспертная организация обязана предоставлять по требованию субъекта естественной монополии и (или) уполномоченных органов государственной власти обоснования выводов экспертной организации, содержащихся в заключении о проведении технологического и ценового аудита, обеспечивать конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну и предоставленной экспертной организации субъектом естественной монополии, предоставить субъекту естественной монополии и (или) органу, уполномоченному на утверждение (согласование) инвестиционной программы, заключение по результатам проведения технологического и ценового аудита, соответствующее установленным требованиям и в установленный срок, проводить технологический и ценовой аудит в соответствии с установленным порядком, а также предоставлять субъекту естественной монополии и уполномоченным органам государственной власти сведения и документы, подтверждающие соответствие экспертной организации и ее работников требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, выполнять другие обязательства, вытекающие из договора на проведение технологического и ценового аудита, и требования, установленные законодательством Российской Федерации.
Экспертная организация вправе отказаться от проведения технологического и ценового аудита в случае отказа субъекта естественной монополии предоставить необходимые для проведения технологического и ценового аудита документы и информацию.
5. Порядок проведения технологического и ценового аудита инвестиционных проектов субъектов естественных монополий, требования к заключению, предоставляемому экспертной организацией по результатам технологического и ценового аудита, и порядок рассмотрения такого заключения органом, уполномоченным на утверждение (согласование) инвестиционной программы, определяются Правительством Российской Федерации.
6. Действие настоящей статьи не распространяется на инвестиционные проекты субъектов естественных монополий в сферах захоронения радиоактивных отходов, услуг по передаче тепловой энергии и сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.";
5) в статье 8:
а) абзац третий пункта 2 изложить в следующей редакции:
"проекты инвестиционных программ (внесения изменений в инвестиционные программы), инвестиционные программы.";
б) абзац десятый пункта 5 дополнить словами "(в отношении мероприятий, не включенных в закрытую часть инвестиционной программы)";
6) абзац седьмой пункта 1 статьи 8.1 изложить в следующей редакции:
"публичность при разработке, утверждении (согласовании) и реализации инвестиционных программ (проектов инвестиционных программ) в отношении мероприятий, не включенных в закрытую часть инвестиционной программы".
Статья 2
Пункт 6 статьи 29 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177; 2007, N 45, ст. 5427; 2010, N 31, ст. 4156; 2012, N 53, ст. 7616) дополнить абзацем следующего содержания:
"В отношении отдельных инвестиционных проектов (совокупности инвестиционных проектов), содержащихся в инвестиционных программах субъектов электроэнергетики, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации, проводится технологический и ценовой аудит. Правоотношения, связанные с проведением технологического и ценового аудита инвестиционных проектов (совокупности инвестиционных проектов) субъектов электроэнергетики регулируются положениями Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", которые распространяются на субъектов электроэнергетики, не являющихся субъектами естественных монополий. Технологический и ценовой аудит инвестиционных проектов, содержащихся в инвестиционных программах субъектов электроэнергетики, не отвечающих критериям, установленным Правительством Российской Федерации, может проводиться по решению Правительства Российской Федерации, а в случае, если такая инвестиционная программа подлежит утверждению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).".
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.