Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования порядка осуществления строительного надзора)"
(от 12.11.2016)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила ОРВ), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования порядка осуществления строительного надзора) и порядка сноса объектов самовольного строительства)" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) проект акта разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина, предусмотренного абзацем 5 подпункта "а" пункта 2 Перечня поручений по итогам заседания Государственного Совета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности от 11 июня 2016 г. N Пр-1138ГС, а также поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 20 мая 2014 г. N ДК-П9-89пр (пункт 4), от 25 марта 2015 г. N ДК-П9-1914, от 15 марта 2016 года N ДК-П9-1436, пункта 4 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 18 июля 2016 г. N ДК-П9-159пр.
В соответствии с пунктом 1.6 сводного отчета проект акта разработан в следующих целях:
- актуализации технических регламентов, вступивших в силу после разработки проектной документации, предусмотрев, что экспертиза проектной документации осуществляется на предмет соответствия техническим регламентам, действовавшим на момент начала подготовки проектной документации;
- расширения случаев, при которых осуществляется государственный строительный надзор;
- установления в отношении земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, объектов капитального строительства, для которых разрешение на строительство не требуется, предмета государственного строительного надзора с учетом особенностей создания указанных объектов;
- расширения круга лиц, имеющих право обратиться в суд о сносе самовольной постройки;
- установления требований к параметрам застройки земельных участков, предоставленных для целей садоводства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства;
- совершенствования порядка сноса самовольных построек;
- уточнения полномочий органов местного самоуправления по выявлению и сносу самовольных построек.
Разработчиком проведено публичное обсуждение уведомления о подготовке проекта акта в сроки с 3 июня 2016 года по 17 июня 2016 года, а также проекта акта и сводного отчета в сроки с 5 июля 2016 года по 1 августа 2016 года посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта - 02/04/06-16/00049455).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По итогам рассмотрения проекта акта, сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 правил ОРВ, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 правил ОРВ Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта в период с 25 октября 2016 года по 1 ноября 2016 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции Департамента экономической политики и развития города Москвы, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, Государственного комитета Псковской области по строительному и жилищному надзору, Комитета экономики Волгоградской области, Департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска, Управления архитектурно-строительной инспекции мэрии города Новосибирска, ГБУ НСО "ГВЭ НСО", Министерства экономического развития Кировской области, Национального объединения изыскателей и проектировщиков, ПАО "Ростелеком", ПАО "МОЭК", ООО "ОРТОСТ-Фасад", ПАО "Газпром нефть", ООО "Бранд и партнёры", в том числе содержащие ряд замечаний в отношении проекта акта, учтенных в настоящем заключении, а также содержащие предложения, требующие рассмотрения разработчиком при доработке проекта акта в целях их возможного учета (прилагаются).
Минэкономразвития России с учетом информации, представленной разработчиком, и поступивших в ходе проведения публичных консультаций позиций по проекту акта, обращает внимание разработчика на следующие замечания в отношении проекта акта.
1. Пунктом 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в редакции проекта акта устанавливается недостаточно определенное требование, в соответствии с которым объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящий жилой дом, с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров и не предназначенный для раздела на квартиры.
Вместе с тем проектом акта и действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации определение понятия "квартира" не определено.
Таким образом, представляется целесообразным доработать редакцию проекта акта в части установления указанного термина либо в части использования понятия "жилые помещения".
2. Частью 11 статьи 33 ГК РФ в редакции проекта акта устанавливается недостаточно определенное требование, в соответствии с которым со дня получения уполномоченным органом местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки, указанного в пункте 2.2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в границах которой расположена самовольная постройка, не допускается внесение в правила землепользования и застройки изменений, предусматривающих установление применительно к территориальной зоне вида разрешенного использования, предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, которым соответствуют назначение (вид использования) и параметры самовольной постройки, а также размер земельного участка, на котором расположена самовольная постройка, в том числе при его образовании в соответствии с требованиями, установленными статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), до сноса такой самовольной постройки или приведения ее в соответствие с установленными требованиями.
Так, в действующей редакции ГрК РФ и в предусмотренных редакцией проекта акта изменениях в ГрК РФ в статье 222 не содержится пункта 2.2. Можно предположить, что разработчиком была допущена техническая ошибка и имеется ввиду пункт 2.1 статьи 222 ГрК РФ в редакции проекта акта.
Учитывая изложенное, часть 11 статьи 33 ГК РФ в редакции проекта акта требует соответствующей доработки.
Одновременно требуется отметить, что рассматриваемое регулирование может носить избыточный характер в части ограничения полномочий органов местного самоуправления по вопросу внесения изменений в правила землепользования и застройки и существенного ограничения права на реконструкцию добросовестных владельцев недвижимости, расположенной в одной территориальной зоне соответствующего муниципального образования.
Дополнительно требуется отметить, что совокупностью положений части 11 статьи 33, части 61 статьи 37, части 11 статьи 40 ГК РФ в редакции проекта акта устанавливаются положения, ограничивающие права хозяйствующих субъектов и граждан на изменение разрешенного использования территориальных зон, в границах которых расположена самовольная постройка, права на использование земельного участка в соответствии с условно-разрешенным видом разрешенного использования на получение разрешений на отклонение от предельных параметров строительства и реконструкции.
Так, предусмотренные ГК РФ процедуры внесения изменений в правила землепользования и застройки, предоставления разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка и получения разрешений на отклонение от предельных параметров строительства или реконструкции являются достаточно сбалансированными. Они в равной степени учитывают права и законные интересы как публично-правовых, так и частно-правовых субъектов. Все указанные процедуры предусматривают проведение публичных слушаний и обязательность учета протокола общественных слушаний, а также получение согласований заинтересованных лиц и уполномоченных органов государственной власти.
Таким образом, целесообразность принятия предлагаемого регулирования требует дополнительного обсуждения и обоснования разработчиком.
3. Частями 11, 2, 61, 62 статьи 54 ГК РФ в редакции проекта акта устанавливается ряд недостаточно определенных положений по вопросам осуществления государственного строительного надзора.
Указанными положениями проекта акта предусматривается наделение органов государственного строительного надзора полномочиями по его осуществлению при строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства, проектная документация которых не подлежит обязательной экспертизе, в том числе не требующих получения разрешения на строительство, при поступлении обращений о наличии нарушений при их строительстве.
В указанном случае предполагается осуществление государственного строительного надзора на предмет оценки соответствия выполненных работ и примененных строительных материалов требованиям технических регламентов, действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, или, если с указанной даты прошло более полутора лет - на дату осуществления государственного строительного надзора. Если для строительства объекта не требуется получения разрешения на строительство (согласно проекту акта в отношении индивидуальных жилых домов площадью не более 500 квадратных метров), то предметом государственного строительного надзора будет являться проверка соответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, установленным органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 5 статьи 52, статьей 54 ГК РФ, абзацем 1 пункта 8 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 (далее - Постановление N 54), государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им извещения застройщика или технического заказчика о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - заключение о соответствии). В соответствии с положениями проекта акта в вышеуказанных случаях государственный строительный надзор будет осуществляться с момента получения соответствующего обращения о нарушениях, допускаемых при строительстве или реконструкции объекта, проектная документация которого не подлежит обязательной экспертизе или для строительства (реконструкции) которого не требуется получения разрешения на строительство.
Однако положениями проекта акта не регламентируются в указанных случаях вопросы времени окончания осуществления государственного строительного надзора, необходимости выдачи заключения о соответствии, требований к форме такого заключения.
Кроме того, не регламентируется порядок проверки качества произведенных ранее, до поступления соответствующего обращения, строительных работ и использования примененных строительных материалов на таких объектах.
Таким образом, государственный строительный надзор на вышеуказанных объектах сводится к проверке поступивших обращений и принятию органом государственного строительного надзора мер административного реагирования, что в настоящее время уже и так реализуется в рамках действующего законодательства.
Учитывая изложенное, части 11, 2, 61, 62 статьи 54 ГК РФ в редакции проекта акта требуют соответствующей доработки.
Дополнительно требуется отметить, что в соответствии с положениями части 11 статьи 54 ГК РФ в редакции проекта акта государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 статьи 54 ГК РФ, проводится с учетом особенностей, установленных частью 61 и 62 статьи 54 ГК РФ в редакции проекта акта.
Необходимо отметить, что частью 61 статьи 64 ГК РФ в редакции проекта акта предметом государственного строительного надзора устанавливается не проверка, а оценка соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов и результатов таких работ требованиям технических регламентов.
Предлагаем дополнить часть 61 статьи 54 ГК РФ в редакции проекта акта новым абзацем, предусматривающим принятие Правительством Российской Федерации Порядка проведения оценки соответствия выполнения работ, применяемых строительных материалов и результатов таких работ требованиям технических регламентов.
В связи с изложенным требуется уточнение указанных положений проекта акта в части сроков и (или) периода осуществления государственного строительного надзора на вышеуказанных объектах, урегулирование вопросов порядка проведения оценки соответствия выполнения работ, применяемых строительных материалов и результатов таких работ требованиям технических регламентов, а также доработка прилагаемого к проекту акта перечня нормативных правовых актов, которые подлежат принятию в связи с принятием проекта акта в части его дополнения проектом постановления Правительства Российской Федерации, вносящие соответствующие изменения в Постановление N 54.
4. Частью 9 статьи 51 ГК РФ в редакции проекта акта устанавливается недостаточно определенное положение, в соответствии с которым из действующей редакции части 9 статьи 51 ГК РФ исключен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство.
Одновременно проектом акта не вносится соответствующих изменений в части 9.1 и 9.2 действующей редакции ГК РФ, содержащих отсылочные нормы на указанный перечень.
Одновременно частью 9 статьи 51 ГК РФ в редакции проекта акта регулируются вопросы строительства только объектов индивидуального жилищного строительства, общая площадь которого не более чем 500 квадратных метров. Таким образом, предлагаемое регулирование вносит неопределенность в отношении получения разрешения на строительство таких объектов, а также иных объектов с площадью более 500 квадратных метров.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным соответствующим образом доработать части 9, 9.1, 9.2 статьи 51 ГК РФ в редакции проекта акта в части устранения указанных неопределенностей.
5. Пунктом 21 статьи 222 ГрК РФ и статьей 55 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции проекта акта устанавливаются недостаточно определенные положения по вопросу приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями.
Так, в соответствии с пунктом 21 статьи 222 ГрК РФ в редакции проекта акта приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями осуществляется в порядке, установленном для реконструкции объектов капитального строительства.
Одновременно в соответствии с частью 6 статьи 55 ЗК РФ в редакции проекта акта срок, устанавливаемый для исполнения обязательств по приведению самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, устанавливается три года.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным доработать указанные положения ГрК РФ и ЗК РФ в части приведения их в соответствие друг другу и конкретизации срока исполнения обязательств по приведению самовольной постройки в соответствие установленным требованиям.
Дополнительно требуется отметить, что положениями пункта 21 статьи 222 ГрК РФ в редакции проекта акта не определяется ни порядок, ни критерии принятия органом местного самоуправления решения о сносе самовольной постройки или решения о приведении постройки в соответствие с установленными требованиями, что на практике способно привести к возникновению избыточных обязанностей и ограничений, в том числе коррупционного характера, в отношении владельцев соответствующих земельных участков, на которых выявлена самовольная постройка, а также субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, владеющих земельными участками в одной территориальной зоне муниципального образования.
Учитывая изложенное, пункт 21 статьи 222 ГрК РФ в редакции проекта акта требует соответствующей доработки в указанной части, например, дополнением закрытым перечнем оснований для принятия решения о сносе, а также положением, согласно которому в случае несогласия собственника и (или) владельца земельного участка с решением о сносе, такое решение может быть принято только по решению суда.
6. Совокупность положений пункта 6 статьи 222 ГрК РФ в редакции проекта акта и изменений в ЗК РФ, предусмотренных статьей 3 проекта акта, устанавливается дополнительное основание принудительного прекращения прав собственности и иных прав на земельные участки в случае невыполнения правообладателем земельного участка требования о сносе самовольной постройки.
Статьями 45 и 49 ЗК РФ предусмотрен закрытый перечень оснований принудительного прекращения прав на земельные участки: для государственных/муниципальных нужд, или в качестве санкции за совершенное преступление в случаях, установленных уголовным законодательством, а также в случае ненадлежащего использования земельного участка. Во всех указанных случаях принудительное прекращение прав на земельный участок возможно только по решению суда.
Вместе с тем положения пункта 6 статьи 222 ГрК РФ в редакции проекта акта не содержат прямого указания на возможность принятия решения о прекращении права собственности на земельный участок в случае невыполнения требования о сносе самовольной постройки только на основании решения суда. Одновременно положения статей 11.11, 441, 55 ЗК РФ в редакции проекта акта и статьи 602 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в редакции проекта акта содержат указание на прекращение права собственности на земельный участок по решению суда.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным привести положения пункта 6 статьи 222 ГрК РФ в соответствие со статьей 3 проекта акта, одновременно предусмотрев обязательность наличия соответствующего судебного решения.
Фактически проектом акта предлагается распространить порядок принудительного прекращения прав на земельные участки, установленный ЗК РФ для случаев ненадлежащего использования земельных участков, на добросовестных собственников земельных участков, землепользователей, которые не воспользовались своим правом снести самовольную постройку на земельном участке.
Указанное не может быть поддержано, так как возможность прекращения прав на земельные участки в связи с ненадлежащим использованием земель обусловлена установленным статьей 1 ЗК РФ принципом приоритета охраны земли, как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Наличие самовольной постройки на земельном участке далеко не всегда свидетельствует о ненадлежащем использовании земельного участка. Кроме того, у собственника земельного участка, на котором возведена самовольная постройка, в большинстве случаев может отсутствовать вина в осуществлении незаконного самовольного строительства. Непринятие мер собственником по сносу самовольной постройки зачастую обусловлено объективными обстоятельствами такими как отсутствие финансовых и (или) технических средств необходимых для сноса самовольной постройки.
Вместе с тем разработчиком не представлено данных, обосновывающих, что существующий порядок устранения нарушений путем осуществления принудительного сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями (без прекращения прав собственности на земельный участок) не является достаточным для устранения нарушений и негативных последствий от возведенных самовольных построек. Единственная проблема, по мнению участников публичных консультаций, которую необходимо решить в части самовольных построек в настоящее время, заключается в необходимости урегулирования порядка приведения самовольных построек в соответствие с требованиями законодательства путем реконструкции в тех случаях, когда ни собственник (правообладатель) земельного участка, ни население и органы управления муниципального образования не возражают против оформления самовольной постройки как объекта недвижимости.
7. Положения пункта 21 статьи 222 ГрК РФ, статьи 441 и 55 ЗК РФ в редакции проекта акта вступают в противоречие с нормами статей 35 и 36 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ).
Так, указанными положениями проекта акта предусматривается возможность отчуждения у собственника земельного участка, на котором расположена самовольная постройка, по решению суда или органа местного самоуправления. В указанном случае собственник получает денежную компенсацию после проведения публичных торгов по реализации такого участка. Также предусмотрена возможность прекращения прав на земельный участок на территории общего пользования без компенсации на территории общего пользования.
Вместе с тем статьей 35 Конституции РФ предусмотрено, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
При этом частью 3 статьи 35 Конституции РФ предусмотрено только одно основание для принудительного отчуждения имущества, а именно только для государственных нужд и при условии предварительного и равноценного возмещения.
При этом проектом акта предлагается предоставить право органам местного самоуправления в случаях, предусмотренных пунктом 8 статьи 55 ЗК РФ в редакции проекта акта, самостоятельно изымать земельный участок в муниципальную собственность в ряде случаев, не связанных с государственными нуждами.
Одновременно в соответствии со статьей 36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. При этом проектом акта предлагается передать судам и органам местного самоуправления полномочие по лишению права собственности или права пользования земельным участком только на основании того, что на данном земельном участке расположена самовольная постройка, возведенная с нарушением градостроительного законодательства, без обязанности выявления нарушения прав и законных интересов третьих лиц.
Дополнительно требуется обратить внимание, что положения статьи 11.11 ЗК РФ в редакции проекта акта вступают в противоречие с нормами статей 35 и 36 Конституции РФ в той части, в соответствии с которой устанавливается возможность разделения земельного участка вне зависимости наличия согласия собственника на части, выделяя отдельно часть, на которой расположена самовольная постройка и устанавливается право на отчуждение такой части судами и органами местного самоуправления, поскольку в проекте акта в достаточной степени не определены принципы осуществления данного раздела (нарушен принцип правовой определенности).
8. Согласно пункту 9 сводного отчета и прилагаемому к проекту акта финансово-экономическому обоснованию указано, что его принятие не потребует дополнительных финансовых расходов, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов иных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем согласно информации Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - Управление), полученной в ходе проведения публичных консультаций по проекту акта, после принятия проекта акта и расширения предмета государственного строительного надзора, к сфере полномочий Управления будут отнесены дополнительно более 695 объектов, что в 2,5 раза превышает существующий объем. Следовательно, возникнет необходимость увеличения штатной численности инспекторов государственного строительного надзора на 43 дополнительные штатные единицы.
Объем финансовых средств, выделяемых в 2016 г. на 1 штатную единицу государственной службы в Республике Саха (Якутия) (далее - республика), составляет 2 216 000 рублей. С учетом потребности в 43 сотрудниках сумма расходов на дополнительные штатные единицы составляет 95 288 000 рублей.
При этом с учетом увеличения проверок объектов капитального строительства на предмет соответствия градостроительным регламентам требуется предусмотреть средства на дополнительное обучение и переквалификацию инспекторов. Стоимость курса на переквалификацию составляет 40 000 рублей. Итого, сумма расходов на переквалификацию 43 сотрудников составляет 1 720 000 рублей.
В силу того, что республика принадлежит к числу слабозаселенных территорий, и более 85% территории республики имеют сезонную транспортную доступность, увеличиваются командировочные расходы, необходимые для осуществления надзорных функций в отношении объектов, расположенных в районах республики. Средняя стоимость командировки составляет 20 000 рублей. При условии, что на 1 один объект потребуется 1 командировка, сумма командировочных расходов составляет более 12 000 000 рублей.
В целом, сумма дополнительных расходов бюджета только республики после вступления в силу положений проекта акта по предварительным расчетам составит 109 008 000 рублей.
Таким образом, принятие закона потребует дополнительные финансовые расходы, осуществляемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, сводный отчет и финансово-экономическое обоснование к проекту акта нуждаются в доработке в указанной части, в том числе с указанием возможных дополнительных расходов по всем субъектам Российской Федерации.
9. В последнем абзаце пояснительной записки к проекту акта указывается, что принятие проекта акта не повлечет установления дополнительных административных барьеров, которые могут повлиять на увеличение сроков строительства.
Указанное утверждение представляется необоснованным, поскольку застройщики объектов индивидуального жилищного строительства с общей площадью более 500 квадратных метров (в отличие от ныне действующего порядка) за свой счет должны будут в обязательном порядке провести инженерные изыскания для подготовки проектной документации, заказать подготовку проектной документации на объект индивидуального жилищного строительства, обеспечить проведение негосударственной экспертизы этой документации. Строительство таких объектов попадает под государственный строительный надзор. При этом следует иметь в виду, что размер платы за проведение негосударственной экспертизы (в отличие от государственной экспертизы) государством не регламентируется и определяется в договоре, который заключается между застройщиком - физическим лицом и экспертной организацией (пункт 4 Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. N 272).
Учитывая изложенное, пояснительная записка к проекту акта подлежит соответствующей доработке.
10. Перечень нормативных правовых актов, которые подлежат принятию в связи с принятием проекта акта, не содержит пункта, предусматривающего принятие Правительством Российской Федерации акта, регламентирующего порядок организации и проведения проверок физических лиц при осуществлении государственного строительного надзора. Между тем принятие Правительством Российской Федерации указанного акта предусмотрено дополнением в часть 5 статьи 54 ГК РФ в редакции проекта.
Одновременно указанный перечень без достаточных оснований предусматривает необходимость внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г.N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" поскольку проектная документация в отношении объектов индивидуального жилищного строительства общей площадью более 500 квадратных метров в соответствии со статьей 49 ГК РФ не относится к проектной документации, подлежащей государственной экспертизе.
В то же время внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. N 272 "Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и(или) результатов инженерных изысканий" в части упрощения порядка проведения экспертизы в отношении указанных объектов индивидуального жилищного строительства перечень не предусматривает.
Таким образом, указанный перечень подлежит соответствующей доработке.
11. В отношении представленной редакции проекта акта имеется ряд следующих замечаний юридико-технического характера:
- проектом акта статья 49 ГК РФ дополняется частями 51, 52. Однако в действующей редакции статьи 49 ГК РФ в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 368-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" уже внесена часть 51. Представляется целесообразным в абзаце первом подпункта "б" пункта 9 статьи 1 проекта акта слова "частями 51 и 52" заменить словами "частями 52 и 53". Соответствующие изменения необходимо внести и в нумерацию частей, излагаемых в абзацах втором и третьем подпункта "б" пункта 9 статьи 1 проекта акта;
- проектом акта в пункт 1 части 17 статьи 51 ГК РФ дважды вносятся изменения в части дополнения слов "дачного хозяйства" словами "жилого строения или жилого дома, соответствующего требованиям, установленным пунктом 36 статьи 1 настоящего Кодекса, к объекту индивидуального жилищного строительства, и общей площадью не более чем пятьсот квадратных метров;";
- проектом акта вносятся изменения в пункт 7 части 3 статьи 235 ГрК РФ. Вместе с тем часть 3 отсутствует в статье 235 ГрК РФ;
- в редакции части 9 статьи 51 ГК РФ участниками регулируемых правоотношений выступают несколько различных органов (органы, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, органы государственного строительного надзора, органы местного самоуправления, осуществляющие муниципальный земельный контроль, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства). Кроме того, в указанной части речь идет о нескольких различных уведомлениях - уведомление, направляемое застройщиком в органы, и уведомление, направляемое органом застройщику. С учетом изложенного в редакции предлагаемого регулирования формулировки "указанные органы", "такие уведомления" создают правовую неопределенность;
- дополнение, предусмотренное подпунктом "д" пункта 10 статьи 1 проекта акта, в случае его принятия создаст некорректную редакцию части 19 статьи 51 ГК РФ, поскольку "индивидуальное жилищное строительство" (в отличие от "объектов индивидуального жилищного строительства") не может иметь общую площадь более чем пятьсот квадратных метров;
- статью 9 проекта акта в представленной редакции целесообразно исключить. Внесение изменений в основной законодательный акт (в данном случае в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации") путем внесения изменений в изменяющий его же законодательный акт представляется недопустимым в соответствии с пунктом 57 Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, направленных письмом Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 ноября 2003 г. N вн2-18/490;
- законодательные акты Российской Федерации, в которые проектом акта вносятся изменения, начиная со статьи 2 проекта акта представляется целесообразным располагать в хронологическом порядке от более раннего к более позднему.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Решение проблемы предложенным способом регулирования недостаточно обосновано.
В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 9 л. в 1 экз.
|
Приложение к заключению об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона ""О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования порядка осуществления строительного надзора)" |
Сводная таблица требующих рассмотрения разработчиком в целях учета при доработке проекта акта замечаний и предложений, поступивших в ходе проведения публичных консультаций
NN |
Нормативное требование ГК РФ в редакции проекта акта |
Замечания и предложения |
Комментарии Минэкономразвития России |
ПАО "Газпром нефть" | |||
1. |
Пункт 2.1 статьи 222 ГрК РФ |
Положительным, с точки зрения интересов хозяйствующих субъектов, представляется положение статьи 2 проекта акта о дополнении ст.222 ГрК РФ новым пунктом 2.1, которое предусматривает возможность легализации самовольной постройки через ее приведение в соответствие с установленными требованиями (через реконструкцию). Вместе с тем, положение пункт 2.1 статьи 222 ГрК РФ, согласно которому решение о сносе самовольной постройки или о ее приведении в соответствии с установленными требованиями, должно быть принято органом местного самоуправления в течение 30 дней после получения уведомления о выявлении самовольной постройки, содержит коррупционную составляющую. Предлагаемая редакция пункта 2.1 статьи 222 ГК РФ не содержит ни порядка, ни критериев принятия органом местного самоуправления решения о сносе самовольной постройки или решения о приведении постройки в соответствие с установленными требованиями. Представляется, что решение о сносе или приведении самовольной постройки в соответствии с действующим законодательством должно приниматься с учетом мнения собственника и (или) владельца земельного участка, а в случаях строительства объекта не в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, также с учетом мнения населения, которое может быть выяснено при проведении публичных слушаний по вопросу об изменении правил землепользования и застройки с целью изменения разрешенного использования земельного участка под самовольной постройкой. Во избежание принятия решения о сносе самовольной постройки органом местного самоуправления по своему усмотрению необходимо дополнить пункт 2.1 статьи 222 ГрК РФ закрытым перечнем оснований для принятия решения о сносе, а также положением, согласно которому в случае несогласия собственника и (или) владельца земельного участка с решением о сносе, такое решение может быть принято только по решению суда. Также отмечаем, что согласно проекту акта решения о сносе самовольных построек принимаются только органами местного самоуправления. Вместе с тем, не все объекты капитального строительства и самовольные постройки входят в компетенцию органов местного самоуправления. Представляется, что вопросы, связанные с легализацией или сносом самовольных построек, являющихся объектами федерального строительного надзора, должны быть отнесены к компетенции органа федерального строительного надзора и иных уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти. |
Представляется целесообразным разработчику рассмотреть указанное замечание на предмет его учета при подготовке проекта акта |
Национальное объединение изыскателей и проектировщиков | |||
2. |
Часть 51 статьи 49, часть 61 статьи 54 ГК РФ |
В абзаце втором подпункта "б" пункта 9 статьи 1 проекта акта необходимо уточнить до какой даты должно пройти не более полутора лет с даты выдачи градостроительного плана земельного участка: а) до даты выдачи задания на проектирование; б) до даты начала подготовки проектной документации; в) до даты завершения подготовки проектной документации; г) до даты начала проведения экспертизы. Аналогичное уточнение требуется в проектируемой части 61 статьи 54 ГК РФ (абзац второй подпункта "г" пункта 11 статьи 1 проекта акта). |
Представляется целесообразным разработчику рассмотреть указанное замечание на предмет его учета при подготовке проекта акта |
ПАО "МОЭК" | |||
3. |
В целом по проекту акта |
Проект акта содержит процедуру изъятия земельного участка у собственника или иного законного владельца в том случае, если на нем находится самовольная постройка и собственником или иным законным владельцем участка не исполнено требование о сносе такой самовольной постройке. В тоже время полагаем, что можно было бы установить механизм принудительного сноса объекта силами органа местного самоуправления с возложением расходов на собственника или много законного владельца земельного участка, на котором находится самовольная постройка. Такой механизм позволил бы осуществить снос самовольной постройки более оперативно и избежать длительных процедур публичных торгов. |
Представляется целесообразным разработчику рассмотреть указанное замечание на предмет его учета при подготовке проекта акта |
4. |
В целом по проекту акта |
В пункте 11.2 сводного отчета указано, что новые обязанности для субъектов предпринимательской деятельности не определены. Вместе с тем, проект акта содержит положения, устанавливающие дополнительные обязанности субъектов предпринимательской деятельности - застройщиков, в число которых в соответствии с предлагаемой проектом акта редакцией части 9 статьи 51 ГК РФ входит направление уведомления, содержащего сведения о параметрах планируемого к строительству объекта капитального строительства, в уполномоченный орган государственной власти. Учитывая изложенное, сводный отчет нуждается в доработке в указанной части. |
Представляется целесообразным разработчику рассмотреть указанное замечание на предмет его учета при подготовке проекта акта |
ООО "Бранд и партнёры" | |||
5. |
Пункт 21 статьи 222 ГрК РФ, статья 55 ЗК РФ |
1. По пункту 1 статьи 2, пункт 6 статьи 3 проекта акта следует указать минимальный срок, предусмотренный для сноса самовольной постройки. Также рекомендуем предусмотреть двухэтапные санкции при выявлении самовольной постройки: 1) требование о приведении с установленными требованиями в установленный срок; 2) снос самовольной постройки. 2 этап предлагаем применять только по судебному решению. В противном случае, будет возможен снос построек в кратчайшие сроки даже за незначительные нарушения, а добросовестные собственники не смогут защитить свои права на постройку.
2. Представляется, что право на принятие решения о сносе самовольной постройке должен принимать уполномоченный орган местного самоуправления, а не орган исполнительной власти субъекта РФ, поскольку именно на уровне местного самоуправление принимаются правила землепользования и застройки, решения о выдаче разрешения на строительства и ввода в эксплуатацию. Кроме того, органы местного самоуправления лучше осведомлены о ситуации с застройкой в муниципалитете. |
Представляется целесообразным разработчику рассмотреть указанное замечание на предмет его учета при подготовке проекта акта |
6. |
В целом по проекту акта |
В качестве более эффективного способа решения проблемы сноса самовольных построек можно предложить введение штрафа (пени) за каждый день после истечения срока, предоставленного для сноса постройки (приведения в соответствии с законодательством). |
Представляется целесообразным разработчику рассмотреть указанное замечание на предмет его учета при подготовке проекта акта |
7. |
Пункт 4 статьи 222 ГрК РФ |
Подпункт б) пункта 1 статьи 2 проекта акта можно истолковать таким образом, что органы местного самоуправления вправе в любом случае лишать прав на земельные участки без судебного решения. |
Представляется целесообразным разработчику рассмотреть указанное замечание на предмет его учета при подготовке проекта акта |
Комитет | |||
7. |
В целом по проекту акта |
Следует отметить, что установление градостроительных регламентов и выдача разрешений на строительство, ввод объектов в эксплуатацию (за отдельными исключениями) действующим законодательством отнесено к компетенции органов местного самоуправления. ГК РФ установлено, что в случаях, когда при строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства государственный строительный надзор не осуществляется, орган местного самоуправления после поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан осуществить осмотр объекта капитального строительства. Считаем целесообразным проведение соответствующего контроля со стороны органов местного самоуправления в рассматриваемых случаях не только по окончании строительства (реконструкции), но в процессе самого строительства либо реконструкции объектов капитального строительства. В целях проверки надлежащего качества строительных работ, соблюдения градостроительных регламентов и удостоверения в последующей безопасной эксплуатации объектов капитального строительства, для строительства (реконструкции) которых не требуется проведение обязательной экспертизы проектной документации разрешения на строительство, вместо расширения сферы охвата государственного строительного надзора более целесообразным представляется введение муниципального строительного контроля, проводимого от начала до окончания строительства. Кроме того, подпункт "б" пункта 11 статьи 11 проекта акта ограничивает предмет государственного строительного надзора, в части осуществления проверки соответствия строительства требованиям только технических регламентов, оценка соответствия которым являлась предметом экспертизы проектной документации. Согласно действующему законодательству, органы государственного строительного надзора проводят проверки на соответствие выполняемых строительных работ и их результатов требованиям технических регламентов, имеющих обязательный характер, так и требованиям проектной документации, которая содержит ссылки на строительные нормы и правила, применяемые на добровольной основе. При этом не все технические регламенты, применяемые как на обязательной, так и на добровольной основе (т.е. включаемые в проектную документацию), которые регламентируют безопасный процесс осуществления строительных работ, являются предметом экспертизы проектной документации. На основании изложенного, органы государственного строительного надзора будут лишены возможности обеспечивать надлежащим образом безопасность проведения строительных работ как в отношении самих строителей, так и третьих лиц. При этом следует отметить, что возможность проверки и обжалования органами государственного строительного надзора положительных заключений проектной документации не предусмотрена. Правом обжалования отрицательных заключений в Министерство строительства России обладает только застройщик и технический заказчик. |
Представляется целесообразным разработчику рассмотреть указанное замечание на предмет его учета при подготовке проекта акта |
Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) | |||
8. |
Часть 6.1 статьи 54 ГК РФ |
Проект акта содержит коррупциогенные факторы, устанавливающие для должностных лиц, осуществляющих государственный строительный надзор необоснованно широкие пределы усмотрения и содержащие юридико-лингвистическую неопределенность, а именно В предлагаемой проектом акта новой части 6.1 статьи 54 ГК РФ содержится норма: "6.1. В ходе проверки соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи (за исключением линейных объектов, для строительства, реконструкции которых не требуется подготовка документации по планировке территории и объектов, указанных в части 6.2 настоящей статьи), а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, осуществляется оценка соответствия выполнения таких работ, применяемых строительных материалов и результатов таких работ требованиям технических регламентов". Выявлены следующие коррупциогенные факторы: юридико-лингвистическую неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера, а именно формулировка "осуществляется оценка соответствия выполнения таких работ, применяемых строительных материалов и результатов таких работ требованиям технических регламентов"; отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти (их должностными лицами) определенных действий, а именно отсутствие порядка проведения оценки соответствия выполнения работ, применяемых строительных материалов и результатов таких работ требованиям технических регламентов. Отсутствие такого порядка не позволит реализовать указанные нормы статьей 6.1 и 6.2 ГК РФ в редакции проекта акта. |
Представляется целесообразным разработчику рассмотреть указанное замечание на предмет его учета при подготовке проекта акта |
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики | |||
8. |
В целом по проекту акта |
В связи с тем, что проектом предполагается расширить перечень объектов капитального строительства, на которых органами государственного строительного надзора могут проводиться проверки, полагаем, что возможны случаи недобросовестной конкуренции, путем направления заинтересованными лицами в органы государственного строительного надзора необоснованных обращений и жалоб, являющихся основанием для инициирования органами государственного строительного надзора проверок в отношении объектов жалоб (злоупотребление правом). При таких обстоятельствах представители малого и среднего бизнеса возможно понесут материальные и трудовые затраты на период проведения проверок. |
Представляется целесообразным разработчику рассмотреть указанное замечание на предмет его учета при подготовке проекта акта |
Департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска | |||
9. |
Пункт 36 статьи 1 ГК РФ |
После слов "жилой дом" дополнить словами ", для проживания одной семьи,"; Цифру "20" заменить цифрой "15".
С учетом сложившейся практики считаем необходимой конкретизацию данного понятия по количеству проживающих семей. Учитывая то, что высота стандартного панельного пятиэтажного дома составляет 15 метров, считаем ограничение в 20 метров нецелесообразным. |
Представляется целесообразным разработчику рассмотреть указанное замечание на предмет его учета при подготовке проекта акта |
10. |
Часть 3 статьи 46 ГК РФ |
Перед словами "Со дня опубликования" дополнить словами "В срок, не превышающий 14 дней".
Предлагаемые изменения, в совокупности с возможной корректировкой сроков, установленных муниципальными правовыми актами, позволят существенно сократить сроки подготовки документации по планировке территории, в настоящее время составляющие свыше 200 календарных дней, в том числе обязательной при образовании земельных участков в соответствии с изменениями земельного законодательства, вступившими в силу с 01.03.2015 г. Минимальный срок подготовки проектов межевания, в случае приведения муниципальных правовых актов в соответствие с данными предложениями, может составить около 2 месяцев. |
Представляется целесообразным разработчику рассмотреть указанное замечание на предмет его учета при подготовке проекта акта |
11. |
Часть 11 статьи 46 ГК РФ |
Слова "одного месяца" заменить словами "четырнадцати дней".
Предлагаемые изменения, в совокупности с возможной корректировкой сроков, установленных муниципальными правовыми актами, позволят существенно сократить сроки подготовки документации по планировке территории, в настоящее время составляющие свыше 200 календарных дней, в том числе обязательной при образовании земельных участков в соответствии с изменениями земельного законодательства, вступившими в силу с 01.03.2015 г. Минимальный срок подготовки проектов межевания, в случае приведения муниципальных правовых актов в соответствие с данными предложениями, может составить около 2 месяцев. |
Представляется целесообразным разработчику рассмотреть указанное замечание на предмет его учета при подготовке проекта акта |
12. |
Абзац первый части 7 статьи 51 ГК РФ |
После слов "В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства" дополнить словами ", за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, указанных в части 3 статьи 48 настоящего Кодекса". |
Представляется целесообразным разработчику рассмотреть указанное замечание на предмет его учета при подготовке проекта акта |
13. |
Часть 9 статьи 51 ГК РФ |
В абзаце первом после слова "уведомление" дополнить словами "с приложением схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства". В абзацах втором, третьем после слова "уведомлении" дополнить словами "или схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства". |
Представляется целесообразным разработчику рассмотреть указанное замечание на предмет его учета при подготовке проекта акта |
14. |
Пункт 2 части 11, часть 18 статьи 51 ГК РФ |
Исключить предлагаемые проектом акта указанные изменения ГК РФ.
Считаем недопустимым исключение схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства из требуемых документов, так как данная схема позволяет учесть также особенности размещения объектов капитального строительства по отношению к инженерным сооружениям (отступы, охранные зоны и т.п.). В случае, если данные схемы не будут предоставляться застройщиком, увеличится вероятность нарушения прав третьих лиц (организаций-правообладателей инженерных сооружений). |
Представляется целесообразным разработчику рассмотреть указанное замечание на предмет его учета при подготовке проекта акта |
15. |
Часть 18 статьи 51 ГК РФ |
Изложить в следующей редакции: "Застройщик в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство обязан безвозмездно передать в федеральный орган исполнительной власти, орган исполни-тельной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, сведения о площади, о высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 1, 2, 3, 4, 8-10 и 11.1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности. Указанные в настоящей части документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) должны быть переданы в электронной форме. (далее по тексту)".
Необходимость предоставления указанных в предлагаемой редакции данных в электронной форме обусловлена обязанностью уполномоченных органов вести информационную систему в сфере градостроительной деятельности в электронной форме. Кроме того, в случае разрушения объекта капитального строительства, информация, указанная в пунктах 1, 3, 4 части 12 статьи 48 ГК РФ, не будет утрачена. |
Представляется целесообразным разработчику рассмотреть указанное замечание на предмет его учета при подготовке проекта акта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.