Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного транспортного надзора в части государственного надзора в области перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом"
(подготовлен Минтрансом России 15.11.2016 г.)
Третьим абзацем пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 1 июля 2016 г. N Пр-1277 (далее - Поручение) Минтрансу России поручено сформировать межведомственную систему учета показателей деятельности перевозчиков в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом и определение на ее основе профилей риска.
Согласно Федеральному закону от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав) перевозки пассажиров автобусами подразделяются на регулярные перевозки и перевозки по заказу.
В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) деятельность по регулярным перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию, в то время как в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) начало осуществления предпринимательской деятельности перевозок автомобильным транспортом по заказу носит уведомительный характер.
Положения статьи 11.14.2 "Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) не позволяют в полной мере пресечь незаконные регулярные перевозки пассажиров, выполняемые под видом заказных и для собственных нужд.
Одновременно необходимо отметить, что предусмотренные частями 3 и 4 статьи 14.1.2 "Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии" КоАП административные штрафы не взимаются за нарушения лицензионных требований на автомобильном транспорте. В этих условиях при выявлении нарушений таких требований территориальными управлениями Федеральной службы в сфере транспорта применяются части 3 и 4 статьи 14.1 "Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)" КоАП, по которым штрафные санкции в 3-5 раз ниже, чем предусмотренные частями 3 и 4 статьи 14.1.2 КоАП.
Перевозчики, во избежание исполнения лицензионных требований, предусмотренных Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. N 280, подают заявления об аннулировании действия лицензии и переходят к осуществлению, по сути, регулярных перевозок под видом заказных.
Таким образом, в целях неукоснительного выполнения Поручения представляется целесообразным внести изменения в Федеральный закон N 99-ФЗ и Федеральный закон N 294-ФЗ в части исключения обстоятельства, при котором перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом могут осуществляться в уведомительном порядке без получения лицензии (перевозки по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Статьей 3.1. Устава установлены особенности государственного надзора в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта в отношении видов деятельности, не подлежащих лицензированию.
Учитывая, что в случае отнесения перевозок по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя к лицензируемым видам деятельности, все виды перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом будут лицензируемыми представляется целесообразным признать статью 3.1. Устава признать утратившей силу.
Кроме того, Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" внес изменения в Федеральный закон N 294-ФЗ установив новые подходы к проведению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в том числе в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
В частности, одним из оснований (п. 2 части 2 Федерального закона N 294-ФЗ в редакции от 1 мая 2016 г.) для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Таким образом, органы государственного контроля обязаны проводить внеплановую проверку по любому обращению или заявлению граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации без соответствующего анализа обращения или заявления, что приводит к большому количеству необоснованных внеплановых проверок.
Согласно Федеральному закону N 294-ФЗ (в редакции от 3 июля 2016 г.) вышеуказанное основание для внеплановой проверки заменено на мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены).
Кроме того, в Федеральном законе N 294-ФЗ (в редакции от 3 июля 2016 г.) установлено новое основание для проведения внеплановой проверки, а именно выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора) с применением риск-ориентированного подхода, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора).
В связи с вышеизложенным, разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного транспортного надзора в части государственного надзора в области перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом".
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного транспортного надзора в части государственного надзора в области перевозок пассажиров и багажа
автомобильным транспортом"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного транспортного надзора в части государственного надзора в области перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного транспортного надзора в части государственного надзора в области перевозок пассажиров и багажа
автомобильным транспортом"
Принятие проекта федерального закона проекта федерального закона ""О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного транспортного надзора в части государственного надзора в области перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом"" (далее - законопроект) потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:
постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 г. N 236 "О федеральном государственном транспортном надзоре".
Срок подготовки: 3 месяца со дня официального опубликования федерального закона.
Ответственные исполнители - Минтранс России, соисполнители - МВД России, Минэкономразвития России.
постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. N 280 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)"
Срок подготовки: 3 месяца со дня официального опубликования федерального закона.
Ответственные исполнители - Минтранс России, соисполнители - МВД России, Минэкономразвития России.
Принятие законопроекта потребует внесения изменений в Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта, утвержденный приказом Минтранса России от 9 июля 2012 г. N 204 (зарегистрирован Минюстом России 6 декабря 2012 г., регистрационный N 26027).
Срок подготовки: 9 месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Ответственные исполнители - Минтранс России, соисполнители - МВД России, Минэкономразвития России.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного транспортного надзора в части государственного надзора в области перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом"
Вступление в силу проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного транспортного надзора в части государственного надзора в области перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом" и реализация его положений не потребуют дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.