Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 33 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
(подготовлен Минтрудом России 15.11.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 33 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен с целью приведения действующего законодательства в соответствие с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 октября 2016 г. N 19-П по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения) в связи с жалобой гражданина Н.А. Назарова (далее - Постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 19-П).
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона о занятости населения пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в статье 34 данного Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первом (12-месячном) периоде выплаты исходя из среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы: в первые три месяца - в размере 75 процентов, в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов, в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента; во втором (12-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона о занятости населения пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим), стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, направленным органами государственной службы занятости населения на обучение и отчисленным за виновные действия, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, начисляется в первом (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, во втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
В мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 19-П отмечается, что при назначении пособия по безработице гражданин, уволенный с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока, рассматривается органом государственной службы занятости населения - в зависимости от осуществления в период, предшествующий призыву на военную службу, трудовой или иной деятельности - либо как впервые ищущий работу (ранее не работавший), либо как стремящийся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, либо как прекративший индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Соответственно, в любом случае пособие по безработице назначается таким гражданам лишь в размере его минимальной величины (абзац первый пункта 2 статьи 30 и пункт 1 статьи 34 Закона о занятости населения), причем для выплаты пособия в таком размере гражданам, которые до призыва на военную службу работали по трудовому договору, не имеют юридического значения ни продолжительность трудовой деятельности, ни основание увольнения с работы.
Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 11 октября 2016 года N 19-П (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 42, ст. 5991) признал взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона о занятости населения не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 19 (часть 1), 37 (часть 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они позволяют засчитывать срок военной службы по призыву в период перерыва в трудовой деятельности в целях определения размера пособия по безработице гражданам, которые до увольнения в связи с призывом на военную службу имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
Целью законопроекта является разрешение проблем, возникающих в правоприменительной практике.
Для приведения Закона о занятости населения в соответствие с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации N 19-П законопроектом предлагается статью 33 Закона о занятости населения дополнить пунктом 1.1, предусматривающим, что пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока, и имевшим до увольнения в связи с призывом на военную службу оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в размерах, установленных в пункте 1 статьи 33 Закона о занятости населения.
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 33 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета и бюджетов иных уровней.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.