Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства здравоохранения РФ "О внесении изменений в форму типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, утвержденную приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 сентября 2011 г. N 1030н"
(подготовлен Минздравом России 21.11.2016 г.)
Проект приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации "О внесении изменений в форму типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, утвержденную приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 сентября 2011 г. N 1030н" (далее - проект приказа) подготовлен в целях реализации пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 286-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), а также с целью совершенствования нормативных правовых актов в сфере обязательного медицинского страхования.
Согласно Закону часть 10 статьи 14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" дополнена положением о порядке исключения страховой медицинской организации из реестра страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
Исключение из реестра страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, происходит на основании уведомления, направляемого территориальным фондом обязательного медицинского страхования страховой медицинской организации, не позднее следующего рабочего дня после дня расторжения договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Проектом приказа предлагается привести в соответствие положения договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, типовая форма которого утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 N 1030н (далее - договор), с положениями, установленными в части 10 статьи 14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
С целью приведения системы ответственности страховых медицинских организаций к сбалансированному состоянию, предполагающему применение санкций, соразмерных характеру и степени неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, возложенных законодательством и принятых по договору, подготовлены изменения в приложение 3 "Перечень санкций за нарушение договорных обязательств по настоящему договору" (далее - Перечень санкций) к договору.
За нарушения, указанные в пунктах 11.5. и 11.6., предлагается изменить размер финансовых санкций за счет собственных средств страховой медицинской организации с 10% от суммы средств, перечисленных территориальным фондом ОМС на ведение дела страховой медицинской организации до 100% от суммы средств неприменения к медицинским организациям штрафных санкций.
Установленный в настоящее время размер штрафа по указанным нарушениям не поставлен в зависимость от того, насколько нарушение серьезно, от того в каком объеме оно зафиксировано (касается нарушение полного объема или фактов, составляющих долю в общем объеме надлежаще исполненных обязанностей), нанесен ли нарушением ущерб или нет, а также не учитывается размер нанесенного ущерба.
Подобное положение серьезно противоречит как общим принципам юридической ответственности, которая должна быть справедливой, соразмерной нарушению и дифференцироваться в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины нарушителя и иных существенных обстоятельств (это неоднократно подчеркивали высшие судебные инстанции, см. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 N 11-П, Постановление Президиума ВАС РФ от 14.02.2012 N 14379/11 по делу N А45-18204/2010, Определение Верховного Суда РФ от 14.04.2015 N 305-КГ14-5758 по делу N А40-181764/13), так и главным целям установления ответственности - возмещению ущерба, предупреждению нарушений в будущем и стимулированию правомерного поведения.
Кроме того, установленный в настоящее время одинаковый размер санкций за невыполнение объемов медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи (пункт 11.3. Перечня санкций) и необоснованное снятие с медицинских организаций средств (пункт 11.5. Перечня санкций) и неприменение к медицинским организациям штрафных санкций (пункт 11.6. Перечня санкций) могут спровоцировать ситуацию, когда страховая медицинская организация перестанет проводить контроль с привлечением экспертов качества медицинской помощи, оплата труда которых осуществляется за счет собственных средств страховой медицинской организации.
Также в целях приведения размера санкций к страховым медицинским организациям к степени выполнения ими принятых обязательств и значимости совершенного нарушения предлагается объединить пункты 11.2. и 11.3. Перечня санкций: нарушение сроков проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленных в соответствии с порядком организации контроля (пункт 11.2.) и невыполнение объемов медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и (или) экспертизы качества медицинской помощи (пункт 11.3.).
Предлагаемые изменения будут направлены на повышение эффективности мер финансовой ответственности страховых медицинских организаций, участвующих в системе обязательного медицинского страхования, создание механизмов обеспечения исполнения обязательств по контролю сроков, объемов, качества и условий предоставления медицинской помощи, предупреждения и пресечения нарушений, стимулирования правомерного поведения страховых медицинских организаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.