Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта подготовлен в рамках выполнения пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 18 августа 2015 г. N Пр-1659 в целях исключения случаев нарушения законодательства Российской Федерации в валютной сфере и представлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые. Регулирование, предусматриваемое проектом акта, направлено на закрепление обязанности резидентов указывать во внешнеторговых договорах (контрактах) и договорах займа, заключенных с нерезидентами, сроки исполнения сторонами обязательств. Также проектом акта предусматривается внесение в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) изменений, наделяющих таможенные и налоговые органы полномочиями по обращению в суд с заявлением о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки в целях предотвращения, выявления и пресечения валютных операций, совершаемых недобросовестными субъектами гражданских правоотношений.
Разработчиком в установленном порядке проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта, а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) посредством их размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru/projects#npa=44673.
По информации, указанной разработчиком в сводном отчете, замечания и предложения по уведомлению о подготовке проекта акта не поступали.
Замечания и предложения по проекту акта и сводному отчету поступили от граждан Ю.Г. Ильчук и Е.В. Паршиковой. Замечания и предложения указанных участников публичных обсуждений включены разработчиком в сводку предложений, в которой указаны сведения об их учете либо о причинах отклонения.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в сроки с 28 октября 2016 г. по 7 ноября 2016 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования.
По результатам дополнительных публичных консультаций были получены отзывы АО "Россельхозбанк", ПАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина, ОАО "НГК "Славнефть", ПАО "Газпром нефть", ПАО "Газпром", ПАО "МегаФон", ПАО "ВымпелКом" и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Содержащиеся в указанных отзывах замечания и предложения к проекту акта приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице результатов проведения публичных консультаций.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что процедуры проведения оценки регулирующего воздействия разработчиком в целом соблюдены.
Вместе с тем по проекту акта имеются следующие замечания.
1. В соответствии с проектируемой частью 1 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ в целях исполнения требования о репатриации денежных средств в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов должен быть указан срок исполнения сторонами обязательств по договору (контракту).
Однако на практике возможны случаи, когда срок исполнения сторонами обязательств по договору (контракту) невозможно установить конкретно, например, если в контракте на оказание услуг условием о выплате дополнительного вознаграждения подрядчику является достижение определенного результата и его утверждение со стороны заказчика. Также существуют ситуации, когда поставщики или подрядчики-монополисты товаров, работ или услуг, являющиеся нерезидентами, отказываются вносить изменения в используемые ими типовые формы договоров (контрактов).
Кроме того, по мнению участников дополнительных публичных консультаций, введение в действие указанного положения проекта акта может привести к существенным затруднениям исполнения условий договоров займа, заключенных между резидентами и нерезидентами в рамках текущей хозяйственной деятельности и проектного финансирования, внутригруппового финансирования, кэш-пулинга и реструктуризации задолженности. По сути, проектом акта будет допускаться только возврат всей суммы займа, а такие операции как списание задолженности и зачет встречных требований по договору займа будут ограничены.
С учетом изложенного считаем необходимым исключить подпункт "а" пункта 1 статьи 1 проекта акта.
Также остается не ясным, каким образом разработчиком предполагается реализовать предлагаемое проектом акта изменение в часть 1.1 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ в отношении договоров (контрактов), заключенных до момента введения в действие данного изменения. В указанных договорах (контрактах) срок исполнения предусмотренных ими обязательств мог не указываться сторонами на законных основаниях.
В этих условиях считаем, что предусматриваемое проектируемой частью 1.1 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ требование должно распространяться только на договора (контракты), заключенные после введения в действие предлагаемого проектом акта регулирования.
2. В соответствии с проектируемой частью 1 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации в области валютного контроля как орган (органы) валютного контроля, имеют право обращаться в суд в пределах своей компетенции с заявлением о признании сделки недействительной, а также о применении последствий недействительности сделки.
Однако необходимо отметить, что принятие российским судом решения о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки не гарантирует своевременный возврат денежных средств на счета в Российской Федерации, поскольку исполнительные документы, выданные компетентными органами Российской Федерации, не имеют юридической силы на территории иностранного государства. Вместе с тем данное решение суда может иметь негативные последствия как для участника сделки-резидента, так и являться дестабилизирующим фактором гражданского оборота в целом.
Кроме того, в настоящее время законодательством Российской Федерации уже установлена ответственность за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, не предусматривающая оспаривания недействительности сделки. Так, в соответствии со статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования установлена ответственность в виде наложения на виновное лицо административного штрафа до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.
Таким образом, не ясна цель введения регулирования, предусмотренного пунктом 2 статьи 1 проекта акта.
С учетом изложенного пункт 2 статьи 1 проекта акта необходимо исключить либо представить дополнительные обоснования целесообразности предлагаемого регулирования.
3. Статьей 2 проекта акта устанавливается, что предлагаемое им регулирование вступает в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования.
Вместе с тем введение в действие предлагаемого проектом акта регулирования потребует в отдельных случаях согласования и внесения изменений в действующие договоры (контракты), заключенные между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов.
Кроме того, введение в действие проекта акта повлечет необходимость внесения изменений в инструкцию Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением".
Таким образом, срок вступления в силу предлагаемого проектом акта регулирования целесообразно установить не менее 180 дней.
4. Минэкономразвития России считает целесообразным разработчику учесть позицию участника дополнительных публичных консультаций о необходимости в целях обеспечения контроля за реализацией изменений, вносимых проектом акта, дополнить статью 23 Федерального закона N 173-ФЗ положением, наделяющим уполномоченный банк правом отказать в проведении валютной операции, если представленные документы составлены с нарушением требований валютного законодательства, в частности, в договоре (контракте), заключенном между резидентом и нерезидентом при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами займов отсутствует срок исполнения обязательств по договору (контракту).
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы, заявленной разработчиком, способом, предложенным проектом акта. Также в проекте акта присутствуют положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 6 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.