Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(от 29.11.2016)
Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - проект акта) подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрудом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 30 сентября по 27 октября 2016 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта 02/0709-16/00055496).
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России провело публичные консультации в отношении проекта акта с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности (справка прилагается).
В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проектом акта вносятся изменения в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 875 (далее - постановление N 875), а также в Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806.
Обращаем внимание на следующие замечания к положениям проекта акта.
1. Подпунктом "в" пункта 1 проекта акта предлагается дополнить постановление N 875 пунктами 17-26.
Согласно проектируемому пункту 18 отнесение работодателей к категориям риска осуществляется решением главного государственного инспектора труда Российской Федерации при отнесении работодателей к категориям высокого риска, а в случае отнесения работодателей к категориям значительного, среднего и умеренного риска - решениями главных государственных инспекторов труда в субъектах Российской Федерации.
Проектируемым пунктом 17 определено, что отнесение работодателей к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения работодателей к категориям риска согласно приложению к проекту акта (далее - Приложение 1).
В соответствии с указанными в Приложении 1 показателями, а также согласно представленным формулам расчета показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым ценностям в сфере труда, работодателю, осуществляющему деятельность в сфере "Сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства", будет присвоена "высокая" или "значительная" категория риска.
Проектируемым пунктом 20 установлена периодичность проведения плановых проверок в отношении работодателей в зависимости от присвоенной им категории риска.
Так, для "высокой" категории риска плановые проверки проводятся один раз в три года, для категории "значительного риска" - один раз в 4 года.
Вместе с тем, как отмечают эксперты, сельскохозяйственную и рыбоводную деятельность нельзя сравнивать по степени травмоопасности и иным критериям риска работников с наиболее агрессивной сферой деятельности такой, как промышленное рыболовство, часто связанной со сложными гидрометеоусловиями (шторма, качки, холода и т.д.), длительным отрывом работников от семей, обычных условий жизнеобеспечения и так далее, несопоставимых с более комфортными условиями работы в сфере сельского хозяйства и рыбоводства.
Таким образом, представляется целесообразным разделить такие виды деятельности, как "сельское, лесное хозяйство, включая рыбоводство" и "рыболовство".
Кроме того, требует отдельного пояснения группировка видов экономической деятельности, изложенная в Приложении 1.
Так, согласно Приложению 1 все обрабатывающие производства или любое сельскохозяйственное предприятие имеют одинаковую потенциальную опасность, что не соответствует реальной дифференциации уровня риска внутри данных видов экономической деятельности. Обоснований относительно данного вопроса разработчиком не представлено.
2. Согласно проектируемому пункту 21 федеральный государственный орган надзора в сфере труда ведет перечень работодателей, которым присвоены категории риска (далее - перечень). Включение работодателей в перечень осуществляется на основе решений уполномоченных должностных лиц об отнесении работодателей к соответствующим категориям риска.
Согласно информации сводного отчета, в указанный перечень должны быть включены более 5 миллионов работодателей. Представляется, что ведение указанного перечня окажется трудновыполнимым и затратоемким.
К примеру, один из показателей, который учитывается при определении категории риска, определяется в зависимости от среднесписочной численности работников, занятых у работодателя. Учитывая периодичность проведения плановых проверок (один раз в год, один раз в 4 года, не чаще чем один раз в 5 лет, не чаще чем один раз в 6 лет), такой показатель может претерпеть значительные перемены в связи с кадровой текучкой и, как следствие, ранее присвоенная работодателю категория риска, отраженная в перечне, потеряет свою актуальность. Также следует учитывать случаи, когда организация может быть признана несостоятельной (банкротом), а также реорганизована или ликвидирована.
Отследить указанные изменения и поддерживать перечень в актуальном режиме представляется крайне затруднительным.
Следует также отметить, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
ФНС России в установленном порядке ведет Единый государственный реестр юридических лиц, а также Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
На основании изложенного положения проектируемых пунктов 21 и 22 представляется целесообразным исключить.
3. Согласно положениям проектируемого пункта 25 по запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя федеральный государственный орган надзора в сфере труда предоставляет им информацию о присвоенной категории риска, а также сведения, использованные при отнесении их к определенной категории риска.
Информация о присвоенной категории риска, а также сведения, использованные при отнесении их к определенной категории риска предоставляются в течение пятнадцати дней с даты получения запроса.
Вместе с тем порядок запроса и предоставления информации остается неясным.
4. Обращаем внимание, что используемый в подпункте "е" пункта 7 Приложения к положению о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права, термин "протестные акции" не предусмотрен Трудовым кодексом Российской Федерации.
При этом проведение забастовок предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации как способ разрешения коллективного трудового спора.
Полагаем целесообразным внести соответствующие исправления.
5. Кроме того, полагаем необходимым обратить внимание разработчика на ряд замечаний, полученных в рамках проведения публичных консультаций с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности.
В частности экспертами было отмечено отсутствие обоснований по ряду показателей.
5.1. Предложенный подход по увеличению показателя масштаба распространения потенциальных негативных последствий ("М") в зависимости от численности работников, занятых в организации, приводит к переоценке (завышению) степени риска для крупных добросовестных работодателей. Организации численностью более 1000 человек попадают в категорию "высокого" риска.
Обоснований относительно значений данного показателя не предоставлено.
5.2. Представляется недостаточно обоснованным применение с равными весами показателей потенциального вреда "непосредственно жизни и здоровью работников" (Пжз) и "иным правам и законным интересам работников" (Пп) при расчете показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (ПВ).
Следует отметить, что подобное приравнивание не соответствует логике проводимой реформы контрольно-надзорной деятельности, в основе которой лежит приоритетная борьба со смертельными и тяжелыми для здоровья случаями причинения вреда.
5.3. Экспертами была отмечена недостаточная проработка понижающих коэффициентов показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым ценностям в сфере труда, используемых при расчете показателя (Ку).
Так, понижающие факторы, приведенные в подпунктах "а", "б", "в" и "д" пункта 7 Приложения к положению о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (отсутствие подтвержденных жалоб, отсутствие нарушений трудового законодательства, отсутствие фактов задолженности по заработной плате, отсутствие назначенных административных наказаний), дублируют друг друга и являются различными формулировками одного и того же факта нарушения трудового законодательства. Неоднократный учет одних и тех же нарушений может привести к необъективной оценке деятельности работодателя.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем представляется целесообразным предусмотреть иной механизм реализации риск-ориентированного подхода при организации плановых проверок федеральным государственным надзором за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Представляется возможным разработка сервиса, с помощью которого для контролирующего органа при формировании плана проведения проверок будет представлена возможность анализа основных параметров деятельности работодателя, включаемого в такой план, на предмет определения его категории риска, а для работодателя, в свою очередь, представлена возможность самостоятельно проверить категорию риска.
Таким образом, контролирующий орган будет проводить анализ в отношении только тех организаций, которые включаются в конкретный план проведения плановых проверок.
Такая возможность, в отличие от обязанности ведения перечня работодателей и, соответственно, обязанности определения категорий риска для более 5 миллионов организаций единовременно, снимет с контролирующего органа излишнюю административную нагрузку и исключит возможный риск возникновения в перечне неактуальной информации относительно категорий риска работодателей.
Полагаем, что указанный сервис может быть размещен на сайте Минтруда России в свободном доступе.
Приложение: на в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.