Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства финансов РФ "Об утверждении Правил списания и восстановления в учете задолженности конечных получателей средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, учитываемой в составе задолженности уполномоченных организаций"
(подготовлен Минфином России 30.11.2016 г.)
Проект приказа Минфина России "Об утверждении Правил списания и восстановления в учете задолженности конечных получателей средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, учитываемой в составе задолженности уполномоченных организаций" (далее соответственно - Приказ, Правила) разработан на основании и в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424; 2010, N 19, ст. 2291; 2013, N 19, ст. 2331) и во исполнение пункта 147 Плана деятельности Министерства на 2016 год и поручения Правительства Российской Федерации от 09.08.2016 N ИШ-П13-4762.
Утверждаемые Приказом Правила устанавливают порядок, основания и условия списания с учета и восстановления в учете задолженности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и юридических лиц (далее - должники) по возврату средств, предоставленных из федерального бюджета на возвратной основе (далее - задолженность, бюджетные средства), учитываемой в составе задолженности кредитных и иных организаций, осуществлявших предоставление и обеспечивавших возврат бюджетных средств на основании заключенных с федеральными органами исполнительной власти договоров (соглашений) (далее - уполномоченные организации), или их правопреемников.
Необходимость принятия Правил обусловлена отсутствием в настоящее время правового регулирования вопросов списания с учета задолженности вышеуказанной категории должников, особенностью которой является ее учет в составе задолженности уполномоченных организаций. Порядок списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом (Российской Федерацией), утвержденный приказом Минфина России от 2 августа 2007 г. N 68н (далее - Порядок), на задолженность, учитываемую в составе задолженности уполномоченных организаций, не распространяется.
При разработке Правил принимались во внимание следующие обстоятельства:
предоставление бюджетных средств на возвратной основе их конечным получателям осуществлялось уполномоченными организациями на основании соответствующих соглашений, заключенных с федеральными органами исполнительной власти, как по прямым кредитным договорам, так и с участием организаций, привлеченных уполномоченными организациями для предоставления и обеспечения возврата бюджетных средств (далее - привлеченная организация);
с 2002 года право требования от имени Российской Федерации возврата бюджетных кредитов, предоставленных юридическим лицам на возвратной и возмездной основе за счет средств федерального бюджета и внебюджетных средств, предоставлено Минфину России. В целях реализации норм статьи 39 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" Правительством Российской Федерации приняты постановления от 27 мая 2002 г. N 353 и от 25 июня 2002 г. N 460, в соответствии с которыми проводилась работа по передаче агентам Правительства Российской Федерации, действовавшим от имени Минфина России, соответствующих правоустанавливающих документов и последующей постановке задолженности должников на балансовый учет в Минфине России;
документов, переданных уполномоченными и привлеченными организациями агентам Правительства Российской Федерации, в ряде случаев недостаточно для подтверждения требований Минфина России к должникам, что в условиях непризнания должниками имеющейся задолженности существенно повлияло на результативность работ по установлению прав требования Минфина России к должникам и взысканию задолженности в судебном порядке;
в процессе судебно-претензионной работы выявлены случаи ненадлежащего выполнения уполномоченными и привлеченными организациями, их правопреемниками своих обязанностей по обеспечению возврата бюджетных средств, в том числе пропуска ими сроков исковой давности;
требования Российской Федерации к должникам, удостоверенные документально (в т.ч. в судебном порядке), подлежат постановке на балансовый учет в Минфине России с соответствующим уменьшением задолженности, учитываемой за уполномоченной организацией (ее правопреемником). Постановка данных требований (задолженности) на балансовый учет в Минфине России осуществляется на основании принимаемых Минфином России приказов об установлении объема требований к должнику. Кроме того, на основании данных приказов осуществляется закрытие счетов конечных получателей бюджетных средств, открытых в уполномоченных кредитных организациях (указание Банка России от 3 июля 2003 г. N 1302-У);
к действующим уполномоченным и привлеченным организациям могут быть предъявлены требования о компенсации Российской Федерации убытков в связи с неисполнением обязанности по передаче Минфину России в лице агента Правительства Российской Федерации надлежащего (полного) комплекта документов, удостоверяющего наличие требований к должнику, а также в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по предоставлению и обеспечению возврата бюджетных средств, установленных соответствующими соглашениями с федеральными органами исполнительной власти;
в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к контролирующим организацию лицам могут быть предъявлены требования о привлечении к субсидиарной ответственности и/или возмещении убытков;
большинство уполномоченных и привлеченных организаций в настоящее время ликвидировано.
Счетной палатой Российской Федерации и Прокуратурой Российской Федерации неоднократно отмечалась необходимость "расчистки" балансового учета задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией от задолженности, не имеющей перспектив погашения, прежде всего от задолженности ликвидированных организаций-банкротов.
Однако списание с балансового учета задолженности ликвидированных уполномоченных организаций в соответствии с Порядком в большинстве случаев практически нереализуемо, так как требует одновременной постановки на балансовый учет всех непрекратившихся обязательств соответствующих привлеченных организаций и конечных получателей бюджетных средств, а также исследования возможностей и перспектив по принятию мер по возврату задолженности как самой уполномоченной организации, так и соответствующих получателей и привлеченных организаций. К примеру, в составе задолженности, учитываемой за ОАО "Промстройбанк России" (ликвидировано), учитывается задолженность 20 привлеченных организаций (из них 17 - ликвидированы) и 182 конечных получателей (из них 102 - ликвидированы).
Кроме того, согласно многочисленным обращениям Банка России, требуется решить вопрос о списании с учета задолженности по прекратившимся обязательствам должников (прежде всего ликвидированных в процедурах банкротства), учитываемой в составе задолженности действующих уполномоченных и привлеченных организаций, и закрытии соответствующих счетов по учету бюджетных средств. По данным Банка России (письмо от 10.03.2016 N 017-45-9/1639), такие счета имеют 10 кредитных организаций.
Правилами предусмотрены положения, направленные на недопущение необоснованного списания задолженности при наличии возможностей по обеспечению ее возврата (погашения). Правилами также предусмотрены основания для отмены решения о списании и восстановления задолженности в учете.
Целями принятия Приказа и утверждаемых им Правил являются:
регламентация вопросов списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, учитываемой в составе задолженности уполномоченных организаций;
создание правовых оснований для уменьшения задолженности и закрытия лицевых счетов по учету бюджетных средств и осуществленного за их счет финансирования, открытых в уполномоченных организациях и привлеченных кредитных организациях;
повышение актуальности и достоверности учетных данных с точки зрения объективного отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете величины государственных внутренних активов.
При разработке Приказа и Правил использованы:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)";
- Правила обеспечения возврата в 2002 году задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса и потребительской кооперации с 1992 по 2000 год, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 г. N 353;
- Правила обеспечения возврата в 2002 году задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным юридическим лицам с 1992 по 2000 год, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 июня 2002 г. N 460;
- Порядок списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом (Российской Федерацией), утвержденный приказом Минфина России от 2 августа 2007 г. N 68н;
- Правила уменьшения задолженности по возврату средств федерального бюджета, предоставленных на обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и племенным скотом, утвержденные приказом Минфина России от 26 марта 2009 г. N 30н;
- Указание Банка России от 3 июля 2003 г. N 1302-У "О порядке закрытия счетов предприятий и организаций, открытых в уполномоченных банках по учету средств федерального бюджета, выделенных на возвратной и платной основе на финансирование инвестиционных проектов и программ конверсии оборонной промышленности, формирование специального фонда льготного кредитования сезонных затрат в агропромышленном комплексе".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.