Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 03.12.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 3 поручения Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N ИШ-П13-3684.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) в целях отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) должно быть выполнено требование "независимости происхождения капитала", согласно которому суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами МСП, в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью для целей отнесения такого общества к субъектам МСП не должна превышать 49 %.
Необходимо отметить, что в соответствии с рекомендациями Комиссии Европейского союза от 6 мая 2003 г., касающимися общеевропейских критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам МСП, ограничения по структуре капитала не распространяются на случаи участия в капитале МСП иностранных юридических лиц.
Учитывая изложенное, а также то, что одним из основных приоритетов Российской Федерации является экономический рост на основе привлечения инвестиций и расширения инновационной деятельности, законопроектом предлагается снять ограничение по суммарной доле участия в уставном (складочном) капитале малых и средних предприятий в размере 49 % для иностранных юридических лиц, соответствующих установленным Федеральным законом N 209-ФЗ критериям по среднесписочной численности сотрудников и размеру дохода от ведения предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.
Таким образом, малые или средние предприятия, в уставном капитале которых доля иностранной компании (также являющейся малой или средней компанией по своему размеру) превысит 49%, сохранят статус субъекта МСП. При этом ограничение по участию в уставном капитале субъекта МСП сохранит свое действие для крупных иностранных или российских юридических лиц.
Реализация указанных положений потребует введения системы идентификации - подтверждения статуса иностранного юридического лица как субъекта МСП на основе заявительного порядка.
В отдельных странах сформирована практика реализации функции по идентификации иностранных юридических лиц в качестве субъектов МСП в рамках деятельности крупнейших предпринимательских объединений, в частности в рамках системы торгово-промышленных палат, осуществляющих взаимодействие с широким кругом предприятий.
В это связи законопроектом предлагается наделить Торгово-промышленную палату Российской Федерации полномочием по подтверждению соответствия иностранных юридических лиц вышеуказанным условиям в порядке, установленном Министерством экономического развития Российской Федерации, а также по представлению в ФНС России перечня хозяйственных обществ, учредителями (участниками) которых являются такие иностранные юридические лица, для целей дальнейшего внесения сведения в единый реестр субъектов МСП.
Реализация положений законопроекта приведет к росту числа хозяйственных субъектов, которым может быть присвоен статус субъекта МСП.
По данным ФНС России, количество действующих обществ с ограниченной ответственностью, у которых доля иностранного капитала (юридические и физические лица) менее и равна 49%, составило 13, 8 тыс. единиц, более 49%, но менее 75% - 15,5 тыс. единиц, более 75% - 73, 9 тыс. единиц. При этом общее количество юридических лиц с участием в их уставном капитале иностранных юридических и физических лиц составляет 104 тыс. единиц, в том числе с долей иностранного капитала равной 75% - 813 единиц.
В то же время реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не повлияет на расходные и доходные статьи федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.