Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в части установления минимального срока аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности)"
(подготовлен Минсельхозом России 09.12.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в части установления минимального срока аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности) (далее - Законопроект) разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2016 г. N АД-П11-5250.
Законопроектом предлагается исключить из статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" положение, согласно которому предельные (минимальные и максимальные) сроки аренды устанавливаются только в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Кроме того, законопроект предусматривает возможность увеличения минимального срока договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Установление минимального срока договора аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе находящихся в частной собственности, создаст правовые гарантии для арендаторов, несущих значительные финансовые затраты, связанные с проведением мелиоративных мероприятий, а также с поддержанием земельного участка в состоянии, пригодном для сельскохозяйственного производства.
Необходимость принятия Законопроекта также обусловлена сложившейся во многих субъектах Российской Федерации практикой заключения договоров аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на срок до одного года, поскольку договоры аренды заключенные на срок менее года не подлежат государственной регистрации.
Отсутствие государственной регистрации договоров аренды земельных участков не позволяет органам государственного земельного надзора надлежащим образом организовать проведение проверок соблюдения требований земельного законодательства, проводимых в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок, поскольку в ежегодный план проверок подлежат включению правообладатели земельных участков, в том числе арендаторы.
Трехлетний срок является достаточным для подтверждения факта надлежащего использования земельного участка сельскохозяйственного назначения по договору аренды.
Кроме того, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства по целевому назначению в течение трех и более лет является основанием для изъятия и принудительного прекращения прав на такой земельный участок в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статьей 45 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 284 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" за государственную регистрацию прав, в том числе возникающих на основании договора аренды, взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на них, уплачивается государственная пошлина в размере 350 рублей.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые изменения не окажут влияния на достижение целей и задач, предусмотренных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.