Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Росархивом 06.12.2016 г.)
Предлагаемый проект федерального закона разработан в целях приведения норм федеральных законов в соответствие с изменившейся структурой федеральных органов исполнительной власти согласно Указу Президента Российской Федерации от 4 апреля 2016 года "О Федеральном архивном агентстве".
Правовое регулирование отношений в сфере архивного дела осуществляется на основе Федерального закона от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, решение вопросов организации архивного дела на муниципальном уровне управления недостаточно урегулировано. Законопроект предлагает включить в систему правового регулирования отношений в архивной сфере муниципальные нормативные правовые акты, что позволит муниципальным образованиям осуществлять управление архивным делом в пределах своих полномочий.
Законопроектом также предлагается установить конкретный срок исполнения частным лицом, приобретшим право собственности на документы Архивного фонда Российской Федерации, существующей у него обязанности по уведомлению об этом уполномоченной организации. В действующей редакции Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" срок исполнения указанной обязанности не установлен, что позволяет правопреемникам документов, отнесенных к Архивному фонду Российской Федерации", не исполнять ее в течение неопределенного времени.
Необходимость внесения поправок в статью 22.1 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" связана с противоречиями в порядке исчисления сроков хранения документов.
Во-первых, срок хранения любых документов не должен зависеть от места их хранения, как это предусматривает действующая редакция статьи 22.1.
Во-вторых, в реальной практике архивного дела и делопроизводства в соответствии с п. 1.4 Общих положений "Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организациях, с указанием сроков хранения" утвержденного приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 года N 558, срок хранения документов исчисляется с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством, а не со дня их создания, как это, к сожалению, установлено в действующей редакции закона.
Применение на практике действующей редакции статьи 22.1 приведет к неоправданной расшивке дел, сформированных по году окончания их делопроизводством.
Поэтому предлагаются уточненные формулировки, связанные с дифференциацией сроков хранения документов по личному составу в зависимости от года завершения их в делопроизводстве (до и после 1 января 2003 года).
Кроме того, полагаем целесообразным изменить название и содержание статьи, озаглавив ее как "Сроки хранения архивных документов", объединив в ней все положения закона, связанные с порядком установления сроков хранения документов и утверждением соответствующих перечней.
Учитывая, что отдельные виды документов по личному составу, такие, как приказы о дисциплинарных взысканиях, ежегодно оплачиваемых отпусках, отпусках в связи с обучением, дежурствах и др., всегда имели и продолжают иметь кратковременный срок хранения (5 лет), считаем необходимым законодательно определить, что 75-летний (до 1 января 2003 г.) и 50-летний (после 1 января 2003 г.) сроки хранения документов по личному составу, установленные данной статьей, не распространяются на документы, которым действующими перечнями установлен иной срок хранения.
Также законопроектом предлагается внести изменения в ряд федеральных законов в связи с изменением органа, уполномочивающего Федеральное архивное агентство на осуществление своих полномочий, и заменить устаревшие наименования федеральных органов исполнительной власти (Государственная архивная служба).
Принятие проекта федерального закона позволит устранить имеющиеся противоречия в действующем федеральном законодательстве, установить единый и понятный порядок исчисления сроков хранения архивных документов. Федеральный закон в случае его принятия будет способствовать дальнейшему развитию архивного дела в Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Принятие законопроекта не повлечет за собой дополнительных расходов федерального бюджета.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация настоящего Федерального закона выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета не потребует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.