Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в части совершенствования порядка исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц)" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минюстом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта подготовлен в инициативном порядке и в целях исключения случаев уклонения организаций-должников от исполнения требований исполнительных документов имущественного характера.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в сроки с 8 сентября 2016 г. по 22 сентября 2016 г., а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) с 19 октября 2016 г. по 1 ноября 2016 г. посредством их размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru/projects#npa=54663.По информации, указанной разработчиком в сводном отчете, предложения по уведомлению о подготовке проекта акта поступили от граждан П.В. Астапенко и А. Викулова, а также от анонимного эксперта. Замечания и предложения по проекту акта и сводному отчету представили граждане И.А. Зеленцов, А.А. Викторов, В. Гомзиков, В.А. Жерносек, Е. Баринова, А.Н. Цудинович, И. Шевченко и Российский союз промышленников и предпринимателей. Замечания и предложения указанных участников публичных обсуждений включены разработчиком в сводку предложений, в которой указаны сведения о причинах их отклонения.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что разработчиком были нарушены требования к проведению процедур оценки регулирующего воздействия, установленные Правилами проведения оценки регулирующего воздействия.
Так, разработчиком неверно определена степень регулирующего воздействия проекта акта, что привело к необоснованному сокращению срока публичных консультаций на 10 рабочих дней. В сводном отчете указана низкая степень регулирующего воздействия проекта акта. Вместе с тем проект акта отвечает средней степени регулирующего воздействия, так как содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами обязанности, запреты и ограничения для юридических лиц в сфере предпринимательской деятельности, а именно, проектом акта предусматривается дополнение перечня документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица.
Необходимо отметить, что данное замечание было изложено в письме Минэкономразвития России от 18 ноября 2016 г. N 35205-СШ/Д26и в адрес разработчика, однако разработчиком оно учтено не было.
Также по проекту акта имеются следующие замечания.
1. В соответствии с проектируемым пунктом 6.1 статьи 81 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) в случае приостановления операций с имеющимися денежными средствами на счетах должника-организации банк или иная кредитная организация не вправе открывать должнику-организации счета, вклады, депозиты и предоставлять право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.
Вместе с тем реализация данного положения проекта акта на практике может быть затруднена. Так, не ясно, каким образом банк или иная кредитная организация при обращении нового клиента-организации за открытием счета, вклада, депозита или права использования корпоративного электронного средства платежа может установить, что операции указанной организации с имеющимися денежными средствами на счетах в иных банках или кредитных организациях не приостановлены.
Кроме того, указанное положение проекта акта будет препятствовать исполнению требований исполнительных документов имущественного характера путем использования заемных средств, поскольку заключение кредитного договора с банком или иной кредитной организацией неразрывно связано с открытием новых ссудных и расчетных счетов заемщика.
В этой связи проект акта в данной части требует доработки.
2. Проектируемым пунктом "е" статьи 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица, дополняется справкой об отсутствии непогашенной задолженности по исполнительным производствам и (или) неисполненных требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе в отношении юридического лица, учредителем (участником) которого является (являлось) физическое лицо, являющееся учредителем (участником) регистрируемого юридического лица, информация о которых включена в банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, создание и ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ.
При этом банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, в соответствии с пунктами 1, 3 статьи 6.1 Федерального закона N 229-ФЗ ведется Федеральной службой судебных приставов и сведения из него являются общедоступными. Информация же об участниках (учредителях) юридических лиц согласно положениям пункта 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) включается в единый государственный реестр юридических лиц, также открытый для всеобщего доступа.
Таким образом, цель вносимых проектом акта изменений в статью 12 Федерального закона N 129-ФЗ не ясна.
Кроме того, указанное положение проекта акта противоречит подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных услуг", в соответствии с которым органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, устанавливаемое проектом акта требование о предоставлении указанной справки является излишним и, следовательно, подлежит исключению из проекта акта либо уточнению.
Данное замечание касается также проектируемых подпунктов "к" пункта 1 статьи 14, "м" и "н" пункта 1 статьи 22.1 Федерального закона N 129-ФЗ.
Также необходимо отметить, что указанное положение проекта акта фактически накладывает запрет на право физического лица быть учредителем (участником) регистрируемого юридического лица в случае, если данное физическое лицо является (являлось) учредителем (участником) юридического лица, имеющего непогашенную задолженность по исполнительным производствам и (или) неисполненные требования неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе в отношении данного юридического лица. Вместе с тем пунктом 2 статьи 56 ГК РФ установлено, что учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица за исключением отдельных предусмотренных законодательством случаев.
3. Проектируемыми пунктами "м" и "к" статьи 22.1 Федерального закона N 129-ФЗ перечень документов, представляемых при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, дополняется справками об отсутствии непогашенной задолженности по исполнительным производствам и (или) неисполненных требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, информация о которых включена в банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, в отношении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, а также в отношении юридического лица, учредителем (участником) которого оно является (являлось).
По мнению Минэкономразвития России, с одной стороны, данное положение проекта акта действительно может способствовать исполнению физическим лицом требований исполнительных документов имущественного характера. Однако, с другой стороны, указанное положение проекта акта может препятствовать получению дохода физическим лицом от осуществления предпринимательской деятельности, тем самым уменьшая финансовую способность данного физического лица исполнять требования исполнительных документов имущественного характера, что прямо противоречит целям разработки проекта акта.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы, заявленной разработчиком, способом, предложенным проектом акта. Также в проекте акта присутствуют положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.