Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления мер противодействия обороту фальсифицированной пищевой продукции" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Роспотребнадзором (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 19 октября по 16 ноября 2016 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/04/10-16/00056112). Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта акта, в которой представлены сведения об учете или причинах отклонения представленных в рамках публичного обсуждения проекта акта замечаний и предложений.
Проектом акта предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) статьей 14.7.1, предусматривающей частью 1 административную ответственность за производство в целях сбыта, ввоз на территорию Российской Федерации в целях сбыта либо реализацию фальсифицированной пищевой продукции, частью 2 - за те же действия, если они совершены при организации питания в дошкольных и других образовательных организациях, медицинских организациях, оздоровительных учреждениях и организациях социального обслуживания, а также частью 3 - за повторное совершение тех же административных правонарушений.
По результатам рассмотрения проекта акта были выявлены следующие замечания к проектируемому регулированию.
1. Согласно Федеральному закону от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" под пищевыми продуктами понимаются продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки.
Обращаем внимание, что правила производства, оборота и иные нормы, связанные с регулированием рынка отдельных видов продукции, устанавливаются нормами соответствующих законов, административная ответственность, предусмотренная за несоблюдение этих правил, установлена КоАП РФ. Например, статьей 14.18 КоАП РФ определена ответственность за использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, что может быть расценено как фальсификация.
Кроме этого, статьей 14.33 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за недобросовестную конкуренцию. Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) недобросовестная конкуренция определяется как любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. В свою очередь, статьей 10bis Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г., ратифицированной СССР 19 сентября 1968 г., под актами недобросовестной конкуренции понимаются в том числе указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров. При этом пунктом 1 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение в отношении качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей. Соответственно, производство в целях сбыта, ввоз на территорию Российской Федерации в целях сбыта либо реализацию фальсифицированной пищевой продукции можно отнести к актам недобросовестной конкуренции.
Таким образом, поскольку в отношении производства и/или оборота фальсифицированной алкогольной продукции проектом акта вводится административная ответственность, отчасти уже предусмотренная законодательством, и ввиду того, что фальсификацию пищевых продуктов можно расценивать как акт недобросовестной конкуренции, считаем необходимым дополнить перечень случаев, на которые не распространяется действие проектируемой статьи, статьями 14.18 и 14.33 КоАП РФ.
2. Частью 3 проектируемой статьи 14.7.1 предусмотрена ответственность за повторное совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2. При этом остается неясным, что подразумевается под повторным совершением правонарушения: повторный факт правонарушения как таковой или повторное правонарушение, связанное с фальсификацией конкретного вида пищевой продукции. Обращаем внимание, что исчерпывающий перечень видов пищевой продукции закреплен в единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - Товарная номенклатура), утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 19 ноября 2013 г. N 83 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза". При этом, поскольку в отношении производства и/или оборота фальсифицированных пищевых продуктов отдельных видов действующим законодательством уже предусмотрена административная ответственность, считаем необходимым под повторным правонарушением подразумевать правонарушение с фальсификацией однородных пищевых продуктов, то есть относящихся к одной и той же товарной группе Товарной номенклатуры.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод, что в случае учета вышеуказанных замечаний проект акта не будет содержать положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.