Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 19.12.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 4 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 января 2016 г. N Пр-115 и пунктом 13 перечня поручений по вопросам о развитии малого и среднего предпринимательства и о мерах поддержки несырьевого экспорта по итогам рабочей поездки в Республику Татарстан 10 июня 2016 года ИШ-П13-3684 и направлен на установление единых требований к региональным центрам поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего, созданным в рамках реализации федеральной программы поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - региональные центры поддержки экспорта), и осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с основными положениями Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 1083-р (далее - Стратегия), поставлена задача совершенствования системы поддержки экспортной деятельности малых и средних предприятий путем формирования взаимодействия акционерного общества "Российский экспортный центр" с региональной инфраструктурой поддержки экспорта и формирования системы сопровождения проектов по принципу "одного окна", утверждения стандартов к предоставлению услуг экспортерам на региональном уровне и обеспечения соответствующей методологической поддержки.
Одним из ключевых показателей эффективности внешнеэкономической деятельности субъектов МСП в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 330 является количество организаций - экспортеров, к 2018 году плановое значение которого должно быть увеличено в 1,5 раза (не менее чем 1 организация-экспортер на каждые 100 зарегистрированных организаций).
По состоянию на 1 января 2016 г. (данные ФТС России) количество малых и средних предприятий, осуществляющих экспортную деятельность, составляет 16 198,00 единиц, что составляет 0,3 % от общего количества зарегистрированных МСП или 1 МСП-экспортер на каждые 358 зарегистрированных субъектов МСП.
Основной целью формирования системы поддержки экспортной деятельности малых и средних предприятий с использованием региональных центров поддержки экспорта является увеличение экспорта несырьевых товаров в общем объеме экспорта товаров и количества МСП - экспортеров за счет предоставления им государственной поддержки в форме специализированных услуг и содействия субъектам МСП в участии в выставочно - ярмарочной, конгрессной, межрегиональной и международной деятельности.
Достижение указанных целей возможно за счет унификации деятельности региональных центров поддержки экспорта на базе единых требований к осуществляемой региональными центрами поддержки экспорта деятельности и системы сопровождения проектов по принципу "одного окна".
В настоящее время такие единые требования отсутствуют.
В этой связи законопроектом предусматривается внесение ряда изменений в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), в том числе:
- предусмотреть в Законопроекте в качестве одной из основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации рост объема несырьевого экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, а также увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих несырьевой экспорт;
- предусмотреть в Законопроекте положения по созданию регионального центра поддержки экспорта в субъекте Российской Федерации, количество экспортеров из числа субъектов малого и среднего предпринимательства в которых превышает 100 (ста) единиц по данным ФТС России по количеству малых и средних предприятий, осуществляющих экспортную деятельность за предыдущий календарный год;
- возложить на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, функции по установлению требований к региональным центрам поддержки экспорта;
- предусмотреть возможность включения в единый реестр субъектов МСП дополнительных сведений об МСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
- включить акционерное общество "Российский экспортный центр" (далее - АО "РЭЦ") в статью 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - N 209 - ФЗ) как организацию, осуществляющую деятельность в качестве института развития и поддержки экспорта, в том числе экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства;
- возложить на АО "РЭЦ" функции по оценке соответствия региональных центров поддержки экспорта, созданных в рамках государственной программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемой Минэкономразвития России;
- закрепить за АО "РЭЦ" полномочие на обращение в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, в целях применения бюджетных мер принуждения, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Для обеспечения приведения всех региональных центров поддержки экспорта и их деятельности в соответствие с предусмотренными проектируемыми нормами Федерального закона N 209-ФЗ требованиями предлагается предусмотреть переходный период 90 дней со дня вступления в силу требований, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности.
В рамках проектируемых изменений в N 209-ФЗ предлагается также наделить АО "РЭЦ" правом разрабатывать по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса в порядке, и предоставлять органам государственной власти и органам местного самоуправления, субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, методические рекомендации в сфере поддержки внешнеэкономической деятельности и иные материалы по вопросам стимулирования экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства из числа потенциальных или действующих экспортеров, и предоставлять их органам государственной власти и органам местного самоуправления, субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, банкам, иным организациям, осуществляющим поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.
Принятие законопроекта будет способствовать дальнейшему развитию системы поддержки экспортной деятельности малых и средних предприятий с использованием инфраструктуры региональных центров поддержки экспорта, повышению качества оказываемых услуг и предоставлению государственной поддержки для субъектов МСП - экспортеров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.