Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение правил перевозки скоропортящихся пищевых продуктов" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=44250.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта с 8 декабря 2015 г. по 11 января 2016 г., а также текста проекта акта и сводного отчета в срок с 11 октября по 11 ноября 2016 года.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности в период с 28 ноября по 7 декабря 2016 года. В ходе публичных консультаций были получены отзывы от Ассоциации международных автомобильных перевозчиков и Российского автотранспортного союза.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия, Минэкономразвития России может быть сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
Вместе с тем к проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. Как указано разработчиком в сводном отчете, проблема, на решение которой направлено предлагаемое регулирование, заключается в несоблюдении перевозчиками правил перевозки скоропортящихся пищевых продуктов.
Согласно пояснительной записке к проекту акта, требование следовать положениям Соглашения о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, подписанного в Женеве 1 сентября 1970 г. (далее - СПС), при перевозке скоропортящихся грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении установлено пунктом 4 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272, и действует с 26 апреля 2012 года.
По информации, полученной от разработчика в рабочем порядке, в 2016 году было выдано около 500 свидетельств о соответствии нормам, установленным СПС (далее - свидетельства СПС), но ни один из заявителей не предоставил протокол испытаний транспортного средства, осуществленных в испытательной лаборатории, уполномоченной компетентным органом Российской Федерации.
При этом согласно пункту 7.2 сводного отчета в собственности перевозчиков находится порядка 250 тыс. транспортных средств, участвующих в перевозках скоропортящихся пищевых продуктов, на которые необходимо получать свидетельства СПС.
Однако разработчиком в сопроводительных материалах к проекту акта не представлено данных, подтверждающих возникновение негативных последствий в связи с декларируемым Минтрансом России несоблюдением перевозчиками в течение четырех лет правил перевозки скоропортящихся пищевых продуктов, информации о потере скоропортящимися продуктами своих потребительских свойств, случаях отравления продуктами в связи с их неправильной транспортировкой, недостаточности действующих норм, регулирующих правила перевозки скоропортящихся пищевых продуктов и т.д.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод о низкой заинтересованности перевозчиков и грузоотправителей в соблюдении требований СПС при осуществлении внутрироссийских перевозок. При этом можно предположить, что общественные отношения в данной сфере перевозок урегулированы в рамках договорных отношений, поскольку грузоотправители и грузополучатели заинтересованы в гарантированной качественной доставке скоропортящихся грузов.
При этом стоит отметить, что в соответствии с нормами СПС требования указанного соглашения распространяются на международные перевозки грузов, в случае если место погрузки груза или транспортного средства, в котором он перевозится, и место выгрузки груза или транспортного средства, в котором он перевозится, находятся в двух различных государствах и когда место выгрузки груза находится на территории одной из договаривающихся сторон.
В этой связи до введения административной ответственности за нарушение правил перевозки скоропортящихся грузов считаем необходимым проанализировать целесообразность распространения положений СПС на внутрироссийские перевозки.
При этом административная ответственность за нарушение норм СПС может быть установлена для транспортных средств, осуществляющих перевозку в международном сообщении.
2. Частью 2 проектируемой статьи 11.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусматривается наложение административного штрафа в том числе за отсутствие действующего документа, подтверждающего периодическую проверку прибора, которым оборудовано транспортное средство, позволяющего производить измерение температуры воздуха, ее запись и хранение полученной информации (при перевозке быстрозамороженных скоропортящихся пищевых продуктов).
В соответствии с добавлением 1 приложения 2 к СПС, прибор проверяется уполномоченной организацией в соответствии со стандартом EN 13486 (Датчики температуры и термометры, используемые в процессе перевозки, складирования и доставки охлажденных, замороженных, глубокозамороженных/быстрозамороженных пищевых продуктов и мороженого - Периодическая проверка), а документация предоставляется компетентным органам СПС для утверждения. Российским аналогом указанного стандарта является ГОСТ Р 56941-2016/EN 13486:2001 "Регистраторы температуры и термометры, используемые при транспортировании, хранении и распределении охлажденной, замороженной и глубокой/быстрой заморозки пищевой продукции и мороженного. Периодическая верификация", утвержденный приказом Росстандарта от 1 июня 2016 г. N 460-ст (далее - ГОСТ Р 56941) и вступающий в силу 1 апреля 2017 года. При этом применение ГОСТ Р 56941 осуществляется на добровольной основе.
Одновременно законодательство Российской Федерации не содержит процедуры утверждения компетентным органом документации о соответствии прибора ГОСТ Р 56941.
Кроме того, по информации, размещенной на официальном сайте ФБУ "Росавтотранс" в сети "Интернет", согласно разъяснениям Росстандарта поверка указанного прибора не требуется, возможно проведение калибровки.*(1) В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут подвергаться калибровке в добровольном порядке.
Таким образом, законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность проверки указанного прибора и, соответственно, наличия документа, подтверждающего проверку такого прибора.
Учитывая изложенное, установление административной ответственности за отсутствие действующего документа, подтверждающего периодическую проверку прибора, которым оборудовано транспортное средство, позволяющего производить измерение температуры воздуха, ее запись и хранение полученной информации (при перевозке быстрозамороженных скоропортящихся пищевых продуктов), подлежит исключению.
3. В случае если разработчиком будет принято решение о сохранении требования о соответствии СПС транспортных средств, осуществляющих внутрироссийские перевозки, необходимо учитывать следующее.
Приказом Минтранса России от 30 июля 2014 г. N 211 "Об утверждении Порядка выдачи свидетельств о соответствии нормам, установленным Соглашением СПС, для изотермических транспортных средств, транспортных средств-ледников, транспортных средств-рефрижераторов или отапливаемых транспортных средств" (далее - приказ N 211) установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки скоропортящихся грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении должны получить свидетельства СПС до 1 января 2016 г.
Таким образом, как справедливо указано разработчиком в сводке предложений по итогам размещения текста проекта акта, субъектам предпринимательской деятельности был предоставлен переходный период с 2012 по 2016 гг. для получения свидетельства СПС.
Как было отмечено выше, согласно пункту 7.2 сводного отчета в собственности перевозчиков находится порядка 250 тыс. транспортных средств, участвующих в перевозках скоропортящихся пищевых продуктов, на которые необходимо получать свидетельства СПС, вместе с тем перевозчиками было получено порядка 500 свидетельств СПС.
В этой связи представляется возможным согласиться с разработчиком, что достижение цели исполнения перевозчиками правил перевозки скоропортящихся продуктов возможно путем установления административной ответственности за несоблюдение соответствующих правил.
Вместе с тем по состоянию на декабрь 2016 г. на территории Российской Федерации действует только одна испытательная станция, уполномоченная на проведение испытаний в соответствии с СПС.
Как было указано Минтрансом России при размещении на официальном сайте в сети "Интернет" regulation.gov.ru уведомления о подготовке проекта приказа Минтранса России "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 211", продолжительность каждой проверки транспортного средства на соответствие нормам СПС согласно методикам, описанным в пунктах 1-4 Приложения 1 Добавления 2 СПС составляет, с учетом подготовительных мероприятий, не менее 30 часов. Исходя из этих данных, можно установить, что одна испытательная станция может провести, находясь в режиме непрерывной работы, проверку примерно 300 транспортных средств в год.*(2)
Таким образом, для того, чтобы провести испытания всех необходимых транспортных средств и выдать им свидетельства хотя бы в течение года, необходимо 834 испытательные станции.
Одновременно стоит отметить, что как было указано Минтрансом России при размещении вышеуказанного уведомления, исходя из опыта работы испытательных станций в Европе, стоимость прохождения одной проверки на испытательной станции составляет от 1500 до 3000 евро, т.е. чтобы провести проверки всех находящихся на данный момент в эксплуатации транспортных средств перевозчикам придется заплатить в общей сложности приблизительно 400 - 750 млн. евро, что повлечет большую экономическую нагрузку на автотранспортную отрасль в Российской Федерации.
Учитывая изложенное, а также текущую экономическую ситуацию в Российской Федерации, считаем целесообразным установить срок вступления в силу проекта акта - 1 января 2019 года.
Таким образом, может быть сделан вывод, что в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) http://rosavtotransport.ru/ru/activities/atp/ict/
*(2) http://regulation.gov.ru/projects#npa=42400
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.