Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=53014.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 23 августа по 24 октября 2016 г.
К проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. Проектом акта предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по утверждению требований к парковкам (парковочным местам) для стоянки всех принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, транспортных средств (далее - парковки), а также к помещениям и оборудованию, позволяющему осуществлять техническое обслуживание и ремонт этих транспортных средств (далее - помещения и оборудование).
Как указано разработчиком в сводном отчете, отсутствие установленных требований приводит к формальному проведению контроля за соблюдением субъектами транспортной деятельности правовых норм, касающихся наличия парковки, помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта. Кроме того, разработчиком представлены данные о количестве дорожно-транспортных происшествий с участием пассажирского транспорта и грузового транспорта.
Вместе с тем представленные данные не отражают зависимости увеличения количества ДТП с участием пассажирского и грузового транспорта с отсутствием требований к парковкам, помещениям и оборудованию.
Одновременно следует отметить, что статьей 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) дано определение понятию "парковка (парковочное место)", под которым понимается специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Таким образом, общие конструктивные требования к парковкам уже определены.
При этом требование о наличии у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, помещений и оборудования, позволяющих осуществлять стоянку, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке, техническом обслуживании и ремонте транспортных средств действует с 2012 года, однако данные, подтверждающие необходимость ужесточения указанных требований разработчиком не представлено.
2. Учитывая вышеизложенное, установление требований к парковкам, помещениям и оборудованию может привести к риску несоответствия действующих мест для стоянки, технического обслуживания и ремонта транспортных средств новым требованиям. В этой связи существующие помещения потребуют переоборудования или будут вынужденно использоваться в других целях, в то время как юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, будут обязаны использовать вновь созданные парковки и помещения.
При этом разработчиком в пункте 11 сводного отчета не представлено сведений об оценке расходов субъектов предпринимательской деятельности, попадающих под действие предлагаемого регулирования.
В случае если затраты на переоборудование существующих помещений в соответствии с новыми требованиями будут значительными для хозяйствующих субъектов, существует риск фиктивного заключения договоров со специализированными организациями о стоянке транспортных средств, об их техническом обслуживании и о ремонте. При этом стоит отметить, что, по информации разработчика, предлагаемое регулирование распространяется на порядка 3 млн. транспортных средств, что может привести к дефициту необходимых помещений и парковок в городах-миллионниках.
Стоит отметить, что для обеспечения равных условий для организаций, имеющих собственные парковки и помещения, и заключивших договора со специализированными организациями, парковки, помещения и оборудование, находящееся в собственности специализированных организаций, также должны отвечать проектируемым требованиям. Однако требования к специализированным организациям, в том числе требование о наличии у таких организаций специальных помещений и парковок, ни в действующем законодательстве Российской Федерации, ни в проекте акта не установлены.
Кроме того, контроль за специализированными организациями не установлен, а проектируемые части 7 и 8 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применимы только к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Заключение указанного договора также не гарантирует нахождение транспортных средств на парковках и прохождение технического обслуживания и ремонта у указанных специализированных организациях. Таким образом, установление административной ответственности за отсутствие у организации или индивидуального предпринимателя парковки, помещения или оборудования или соответствующего договора считаем нецелесообразным.
Учитывая изложенное, предлагаемые проектом акта меры не способствуют достижению цели по повышению безопасности дорожного движения.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России не может быть сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
Учитывая изложенное, может быть сделан вывод о том, что в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.