Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части установления дифференцированного размера государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции)."
(подготовлен Минпромторгом России 30.12.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части установления дифференцированного размера государственной пошлины за предоставление или продление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции)" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 8 раздела III "Плана мероприятий ("дорожной карты") по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 г. N 2413-р.
В настоящее время в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации (п.п. 19 ст. 333.33) размер пошлины за предоставление (продление) лицензии составляет 65 000 рублей за каждый год действия лицензии. При этом размер пошлины за предоставление (продлении) вышеуказанной лицензии не зависит от количества обособленных объектов (помещений), имеющихся у организации.
Таким образом, создается ситуация, когда крупная торговая сеть (к примеру, из 10 магазинов) и один сельский магазин платят одну и ту же пошлину, что ставит последнего в неравные условия.
Следует отметить, что в городских поселениях более чем в 2 раза превышен норматив обеспеченности торговыми площадями. Кроме того, анализ работы борьбы с контрафактной алкогольной продукцией показывает, что оборот нелегального алкоголя выходит за рамки "городской черты" и "оседает" в сельской местности.
Кроме того, увеличенная с 01.01.2015 госпошлина оказалась "неподъемна" для многих предприятий малого и среднего бизнеса. Часть таких предприятий была вынуждена прекратить свою деятельность, либо отказаться от приобретения лицензии. Все это приводит к увеличению роста теневой торговли алкогольной продукции и, соответственно, уменьшения поступления денежных средств в бюджеты всех уровней.
Из-за ужесточения лицензионных требований сокращение количества торговых объектов в 2014-2015 гг. составило более 10%, в целом около 30% торговых точек, реализующих алкоголь, работают в нелегальном секторе. Также, по информации субъектов Российской Федерации, увеличение с 01.01.2015 стоимости лицензии более чем на 60% привело к организации объединений индивидуальных предпринимателей во вновь создаваемые юридические лица для получения одной лицензии. По информации из регионов (в частности, Республики Татарстан), в связи с увеличением с 01.01.2015 стоимости лицензии более чем на 60% организации малого бизнеса, а также индивидуальные предприниматели стали объединяться в квазисоюзы, получая лицензию на розничную продажу алкогольной продукции на одно, как правило, вновь созданное юридическое лицо. В результате утрачивается смысл лицензирования как формы допуска субъектов предпринимательской деятельности к рынку и обеспечения его прозрачности, легальности и подконтрольности.
Таким образом, для выхода из сложившейся ситуации, представляется целесообразным установление пониженной величины государственной пошлины для городских и сельских поселений, при этом для мегаполисов - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга целесообразно оставить на текущем уровне.
Законопроектом предлагается установить размер государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на один торговый объект (пункт общественного питания) установить в следующих размерах:
- для городов федерального значения, кроме Севастополя - 65 000 рублей за каждый торговый объект (пункт общественного питания);
- для всех городов и Севастополь, кроме городов федерального значения - 26 000 рублей за каждый торговый объект (пункт общественного питания);
- для сельских поселений - 3 250 рублей за каждый торговый объект (пункт общественного питания).
При этом размер государственной пошлины за переоформление лицензии при реорганизации юридических лиц, в связи с изменением наименования, местонахождения или места осуществления деятельности (за исключением увеличения количества торговых объектов или пунктов общественного питания) либо иных указываемых в лицензии данных, а также в связи с утратой лицензии, предлагается сохранить в размере 3500 рублей.
Дифференцированный подход к определению величины государственной пошлины по территориальному признаку обосновано экономической необходимостью удешевления лицензии для торговых объектов, находящихся в менее крупных городах и селах с низкой покупательской способностью граждан.
Дифференциация размера государственной пошлины в зависимости от места нахождения объекта позволяет учесть тот факт, что розничная торговля, к примеру, в городе федерального значения Москва сравнимо более маржинальна, чем в трехтысячном сельском поселении.
Снижение стоимости государственной пошлины для организаций сельской местности не только позволит сохранить сельскую торговлю, но и серьезно сократит оборот нелегальной алкогольной продукции, так как создаст условия для выхода "из тени" при торговле алкоголем.
Предлагаемое изменение в законодательство Российской Федерации позволит:
- создать равные конкурентные условия деятельности на потребительском рынке;
- реализовать инвестиционный потенциал малого и среднего бизнеса;
- сократить дисбаланс между городской и сельской торговлей;
- обеспечить положительный бюджетный эффект с привлечение дополнительных доходов федерального и областного бюджета.
Дифференциация государственной пошлины, окажет положительный мультипликативный эффект на состояние алкогольного рынка. Упрощение и удешевление лицензирования розницы даст увеличение акцизных и прочих сборов до 10% и окажет позитивное влияние на легальный рынок.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.