Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 28.12.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 43 Плана мероприятий ("дорожной карты") "Развитие биотехнологий и генной инженерии", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2013 г. N 1247-р. Данным пунктом предусматривается внесение в Правительство Российской Федерации проекта Федерального закона, направленного на создание благоприятных правовых условия для производства биоэтанола и моторного биотоплива с добавленным в него биоэтанолом.
Согласно данным Комплексной программы развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года" ВП-П8-2322, утвержденной Правительством Российской Федерации 24 апреля 2012 г. N 1853п-П8, мировое потребление биотоплива, как жидкого, так и твердого, растет темпами, превышающими 10 % в год. Практически во всех странах мира, как развитых, так и развивающихся, приняты биоэнергетические программы.
Одним из направлений развития биоэнергетики является развитие производства биотехнологий, позволяющих получать энергию из возобновляемых источников сырья. Производство биоэтанола из различных видов растительного сырья, как пищевого, так и непищевого назначения в полной мере может решить эту задачу.
В настоящее время развитие производства биоэтанола сдерживается из-за регулирования его производства и обращения нормами, установленными Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон).
Действующее законодательство не дает определений биоэтанола, что не позволяет вводить специальные нормы регулирования его оборота.
Законопроект направлен на ускорение развития производства биоэтанола.
Статьей 1 законопроекта предусматриваются следующие изменения.
Пунктом 1 законопроекта предполагается внесение изменений в статью 1 Федерального закона, согласно которой действие Федерального закона не будет распространяться на моторное биотопливо, произведенное с использованием биоэтанола в качестве высокооктановой добавки. В настоящее время автомобильный бензин, произведенный с добавлением в качестве высокооктановой добавки этилового спирта, в рамках действующего законодательства относится к спиртосодержащей непищевой продукции в связи с содержанием в нем более 0,5 процентов этилового спирта.
Пунктом 2 законопроекта вносятся изменения в статью 2 Федерального закона, согласно которым вводится определение биоэтанола, необходимое для регулирования его производства и оборота, и понятия моторного биотоплива, которое представляет собой автомобильный бензин с внесенным в него биоэтанолом в количестве, соответствующим требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту".
Пунктом 3 законопроекта вносятся изменения в статью 8 Федерального закона, устанавливающие специальные требования по оснащению основного технологического оборудования, используемого для производства биоэтанола, автоматическими средствами измерения и учета концентрации денатурирующих веществ в биоэтаноле. Это обусловлено необходимостью исключения возможности использования биоэтанола, полученного из пищевого сырья, на иные цели, кроме как топливно-энергетические.
Этиловый спирт является подакцизным товаром1, в цене реализации которого существенную долю составляют налоги. Налоговое стимулирование производства биоэтанола может осуществляться путем особого порядка применения налоговых вычетов. Предоставление налоговых вычетов создаёт предпосылки для правонарушений, связанных с фиктивной (псевдо) денатурацией.
Существующие периодические способы контроля содержания денатурирующих веществ в этиловом спирте не позволяют обеспечить постоянный контроль за их концентрацией в продукции в автоматическом режиме. Это может привести к тому, что значительные объёмы этилового спирта, выпускаемого в качестве биоэтанола, не будут фактически денатурированы и смогут после очистки использоваться для нелегального производства алкогольной продукции без уплаты соответствующих акцизов.
Автоматические средства измерения и учета концентрации денатурирующих веществ в биоэтаноле предполагается создать на основе серийного лабораторного прибора "Иконэт-М" с модифицированным программным обеспечением (далее - прибор), производство которого осуществляется российскими приборостроительными предприятиями (например, ЗАО "Сигма-оптик", ОАО "Арзамасский приборостроительный завод" им. П.И. Пландина, ООО "Алко-Прибор", ООО "Агрохимпродукт").
Оценка стоимости затрат на изготовление комплекса автоматических средств измерения на основе прибора "Иконэт-М", входящих в систему ввода и контроля денатурирующих веществ (далее - СВКДВ), по ориентировочным расчетам составит 3662578 рублей.
На изготовление СВКДВ на базе газового проточного хроматографа "Siemens" потребуется 6824761 рублей.
При производстве этилового спирта из пищевого сырья в процессе очистки и ректификации производится отбор головной фракции этилового спирта, содержащей до 97 процентов этилового спирта с сопутствующими горючими веществами (эфирами и альдегидами). Головную фракцию можно использовать в моторном биотопливе наряду с биоэтанолом. В этой связи в процессе производства биоэтанола ограничивается число операционных колонн, предназначенных для очистки и ректификации биоэтанола. Это приведет к ограничению использования биоэтанола не по назначению без дополнительных технологических процедур по его доочистке. Также пунктом 3 законопроекта вносятся изменения в пункт 9 статьи 8 Федерального закона, которыми вводится запрет на производство предприятиями, осуществляющими выпуск биоэтанола, других видов этилового спирта.
Пунктом 4 законопроекта предусматривается, что в статье 9 Федерального закона отменяется норма, согласно которой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти устанавливаются минимальные цены на биоэтанол, что будет способствовать развитию его производства.
Пунктом 5 законопроекта вносятся изменения в статью 10.1 Федерального закона, согласно которой устанавливаются виды и концентрации денатурирующих веществ, используемых для денатурации биоэтанола и очередность их внесения.
Пунктом 6 законопроекта вносятся изменения в статью 10.2 Федерального закона, в которой устанавливается, что в комплекте документов, сопровождающих биоэтанол, вместо копии извещения об уплате авансового платежа акциза возможно предоставление копии извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза в случаях, если уплата указанного платежа предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 7 законопроекта вносятся изменения в статью 14 Федерального закона в связи с изменением нумерации абзацев пункта 2 статьи 8.
Пунктом 8 законопроекта вносятся изменения в статью 18 Федерального закона, в которой устанавливается необходимость получения отдельной лицензии на производство биоэтанола.
Пунктом 9 законопроекта предусмотрено внесение изменений в статью 19 Федерального закона, устанавливающих специальные требования к лицензированию производства биоэтанола. Специальные требования касаются дополнительного оснащения основного технологического оборудования для производства биоэтанола автоматическими средствами измерения и учета концентрации денатурирующих веществ. Введение в законопроект этой нормы по мнению разработчика предотвратит возможность использования биоэтанола на другие, кроме топливно-энергетических, цели.
Пунктами 10 и 11 законопроекта вводятся изменения в статьи 20 и 26 Федерального закона, которые устанавливают ограничения при производстве биоэтанола.
Пунктом 12 законопроекта вносятся изменения в статью 27 Федерального закона в связи с изменением нумерации абзацев пункта 2 статьи 8.
Статьей 2 законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с вступлением в силу с 1 января 2017 года положений, вносящих изменения в статью 2 и статью 8 Федерального закона.
Статьей 3 законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 182-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в связи с введением в действие предусмотренных им норм с 1 июля 2017 г. и необходимостью изменения нумерации абзацев.
Принятие законопроекта обеспечит разрешение проблем, существующих в настоящее время перед организациями, планирующими осуществлять производство и оборот биоэтанола, а также возможность использования биоэтанола в качестве добавки к моторному топливу.
В связи с изложенным и необходимостью оснащения основного технологического оборудования автоматическими средствами измерения и учета концентрации денатурирующих веществ в потоке денатурированного биоэтанола, что обусловлено периодом времени, необходимым для подготовки соответствующих средств измерений, законопроектом предусмотрено вступление его в силу по истечении 24 месяцев после принятия.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) не повлечет дополнительного расходования средств федерального бюджета, а также других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Полномочия, предусмотренные законопроектом, будут осуществляться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных данным органом в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие законопроекта не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции и отдельные законодательные акты Российской Федерации "
В случае принятия законопроекта подлежат изменению следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
N п/п |
Наименования проектов нормативных правовых актов, подлежащих изменению |
Обоснование необходимости их подготовки |
Срок подготовки |
Сведения о федеральных органах исполнительной власти либо организациях - головном исполнителе и соисполнителях по разработке проектов указанных актов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части государственного регулирования производства и оборота биоэтанола" (постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2006 г. N 396, от 3 июня 2006 г. N 349, от 29 декабря 2015 г. N 1459, от 9 июля 2016 г. N650 |
Законопроектом предусматривается введение нового вида автоматических средств измерения и ведение автоматического учета и концентрации денатурирующих веществ в биоэтаноле и в целях внесения юридико-технических поправок для приведения положений постановлений с нормами, предлагаемыми законопроектом |
Через 6 месяце в после принятия Федерального закона |
Минфин России, Росалкогольрегулирование; Минэкономразвития России; Минпромторг России |
8. |
Приказ Минфина России "Об условиях использования основного технологического оборудования для производства биоэтанола" |
Законопроектом предусматриваются особые условия использования основного технологического оборудования организациями, производящими биоэтанол |
Через 12 месяце в после принятия Федерального закона |
Минфин России, Росалкогольрегулирование |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.