Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления ответственности за изготовление и (или) оборот фальсифицированной пищевой продукции" (от 11.01.2017)

 

Досье на проект

 

Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту фальсифицированной пищевой продукции" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Роспотребнадзором (далее - разработчик), и сообщает следующее.

Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.

По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.

Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 19 октября по 16 ноября 2016 г.

Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/04/04-16/00048511).

По итогам публичного обсуждения замечаний и предложений не представлено.

В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России с 8 декабря 2016 г. по 15 декабря 2016 г. провело дополнительные публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной деятельности, а также с субъектами Российской Федерации.

Соответствующие запросы были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия" и другие, а также в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

От представителей бизнес-сообщества предложения к проекту акта, проработанные при подготовке настоящего заключения, представили Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) и Коалиция владельцев малых торговых форматов и киоскеров, Российский союз промышленников и предпринимателей.

Проектом акта предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) статьей 238.2, устанавливающей наказание за производство в целях сбыта, ввоз на территорию Российской Федерации в целях сбыта либо реализация фальсифицированной пищевой продукции, совершенные в крупном и особо крупном размере (за исключением случаев, установленных статьями 238, 238.1 УК РФ).

Обращаем внимание разработчика, что согласно Федеральному закону от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" фальсифицированные пищевые продукты определены как "материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной".

Статьей 171.1 УК РФ установлено наказание за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Считаем целесообразным дополнить исключения в проектируемой статье 238.2 статьей 171.1.

Также следует отметить, что при рассмотрении предлагаемых меры ответственности разработчиком не учтен тот факт, что фальсифицированная продукция, произведенная или ввезенная на территорию Российской Федерации и находящаяся в обращении, часто не может быть выявлена при приемке, поскольку организации торговли не располагают организационными и технологическими возможностями проведения тотального контроля и выявления фальсифицированной продукции при приемке и реализации поставленной пищевой продукции.

При этом, если поставщик (производитель) представил надлежащим образом оформленные и предусмотренные законодательством документы, подтверждающие безопасность, качество и соответствие продукции требованиям технических регламентов, то организация торговли не имеет дополнительных возможностей предотвратить реализацию фальсифицированной продукции.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность организаций торговли осуществлять сплошной контроль путем проведения лабораторных исследований соответствия фактического содержания продукции данным, указанным на упаковке и в товаросопроводительных документах, пищевых продуктов, произведенных третьими лицами.

Таким образом, включение действий по реализации фальсифицированной пищевой продукции в перечень действий, образующих состав уголовного преступления, предусмотренного проектируемой статьей 238.2 УК РФ представляется обоснованным только при наличии умысла в действиях лиц, осуществляющих реализацию пищевой продукции.

Полагаем целесообразным уточнить положения проекта акта в части установления прямой зависимости ответственности за реализацию фальсифицированной пищевой продукции от наличия вины в форме умысла в действиях лиц, осуществляющих реализацию пищевой продукции.

Исходя из изложенного, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.