Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О мелиорации земель" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минсельхозом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в период с 7 августа по 20 августа 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета в период с 28 октября по 30 ноября 2016 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/08-15/00038805).
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России провело публичные консультации в отношении проекта акта с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности, в рамках которого предложений и замечаний не поступило.
Согласно информации сводного отчета цель проекта акта состоит в решении следующих задач, которые не в полной мере решены действующим Федеральным законом от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель":
1) разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в связи с созданием, эксплуатацией, владением мелиоративными системами и гидротехническими сооружениями, используемыми в целях мелиорации земель, проведением мелиоративных мероприятий;
2) определение объема прав (включая право собственности, иные вещные права) и обязанностей владельцев мелиоративных систем и гидротехнических сооружений, используемых в целях мелиорации земель, порядка перехода прав;
3) формирование правил проведения мелиоративных мероприятий;
4) создание правового механизма взаимодействия водопотребителей и владельцев мелиоративных систем и гидротехнических сооружений, в связи с водоснабжением и водоотведением с использованием мелиоративных систем и гидротехнических сооружений;
5) развитие государственно-частного партнерства, увеличение доли негосударственного финансирования в общем объеме финансирования мелиоративных мероприятий.
Обращаем внимание на следующие замечания к положениям проекта акта.
1. Пунктом 5 статьи 2 проекта акта в качестве одной из целей проектируемого федерального закона закреплено содействие внедрению перспективных технологий в области мелиорации земель. Однако в проекте акта не дано понятие перспективных технологий в области мелиорации земель и порядка отнесения мелиоративных технологий к таковым.
2. В соответствии с абзацами четвертым и пятым статьи 3 проекта акта предполагается создание полосы отвода мелиоративной системы или гидротехнического сооружения, включающей в себя земельные участки, предназначенные для размещения мелиоративной системы или гидротехнического сооружения и входящие в состав мелиоративных систем. Остается неясным, является ли наличие полосы отвода обязательной и возможно ли размещение соответствующих сооружений на праве сервитута. Указанное положение ограничивает возможности расширения сети мелиоративных систем при отсутствии возможности передачи земель для полосы отвода в собственность владельцев мелиоративной системы.
3. Согласно пункту 3 статьи 10 проекта акта рисовые оросительные системы, за исключением созданных исключительно за счет средств физических и юридических лиц, находятся в федеральной собственности и их отчуждение не допускается. Разработчик не предоставил обоснование проектируемого решения, в связи с чем остается неясным устанавливаемое проектом акта ограничение на создание рисовых оросительных систем за счет средств местных бюджетов.
При этом указанный пункт противоречит пункту 2 статьи 12, предусматривающему передачу мелиоративных систем в муниципальную собственность.
4. Пункт 1 статьи 12 проекта акта считаем целесообразным исключить из проекта акта, так как в случае необходимости установления особенностей прав собственности на мелиоративные системы они могут быть включены в Гражданский кодекс Российской Федерации.
5. Полагаем целесообразным исключить из проекта акта статьи 13 и 15, так как они не имеют собственного предмета регулирования.
6. Пункт 1 статьи 14 проекта акта считаем необходимым привести в соответствие с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
7. В соответствии с пунктом 3 статьи 14 проекта акта до момента государственной регистрации прав на бесхозяйную мелиоративную систему или гидротехническое сооружение полномочия владельца мелиоративной системы и гидротехнического сооружения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, городского округа, в границах которых находятся бесхозяйная мелиоративная система или гидротехническое сооружение. Обращаем внимание разработчика, что указанная норма противоречит общим положениям гражданского законодательства, согласно которым до приобретения прав на соответствующий объект никто не имеет правомочий владения, пользования или распоряжения им.
8. Глава 4 проекта акта содержит особенности подготовки градостроительной документации в отношении мелиоративных систем и гидротехнических сооружений. Вместе с тем в указанной главе не учитываются положения Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Кроме того, указанные отношения не могут являться предметом регулирования проекта акта. В случае необходимости установления особенностей подготовки градостроительной документации в отношении мелиоративных систем они могут быть включены в Градостроительный кодекс Российской Федерации.
9. Статьей 20 проекта акта предлагается регулировать отношения по использованию земельных участков в границах полос отвода мелиоративных систем и гидротехнических сооружений, однако подобные отношения являются предметом регулирования Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, в пункте 2 настоящего заключения изложена позиция относительно целесообразности размещения соответствующих сооружений на праве сервитута, в связи с чем считаем необходимым исключить указанную статью.
10. Статьей 21 проекта акта предлагается установить возможность изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд в целях размещения мелиоративных систем. Вместе с тем изъятие земельных участков является крайней мерой, однако обоснования для ее применения не представлены. Таким образом, статью 21 проекта акта считаем целесообразным исключить.
11. В пунктах 2 и 4 проектируемой статьи 27 разработчик указывает, что эксплуатация мелиоративных систем и мелиоративные мероприятия осуществляются в соответствии с документами по стандартизации. Указанное положение требует уточнения и приведения в соответствие с Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации".
12. Согласно пункту 4 статьи 28 проекта акта проведение мелиоративных мероприятий в отношении бесхозяйных мелиоративных систем и гидротехнических сооружений, используемых в целях мелиорации земель, мелиоративных систем и гидротехнических сооружений, используемых в целях мелиорации земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, возможно на основании контракта жизненного цикла. Обращаем внимание разработчика, что контракты жизненного цикла заключаются в соответствии с Федеральным закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - закон N 44-ФЗ) в случаях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1087 "Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла". При этом контракт жизненного цикла предусмотрен только для закупок товаров и услуг в рамках отношений, регулируемых законом N 44-ФЗ при определении предмета контракта.
13. Статья 38 проекта акта подлежит исключению из проекта акта, так как проектируемое регулирование установлено Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. "О недрах" (далее - Закона о недрах).
Положения проектируемой статьи 38 не соответствуют нормам статьи 19 Закона о недрах.
14. В статьях 50 и 51 проекта акта установлены требования ограничения различных видов деятельности в границе полосы отвода мелиоративных систем. Однако разработчиком не представлены обоснование предлагаемых ограничений и оценка рисков отсутствия данных ограничений.
Следует отметить, что разработчиком не представлена информация о количестве участников отношений, регулируемых проектом акта, о количестве мелиоративных систем и гидротехнических сооружений, о количестве мелиорированных земель и о необходимом количестве вновь вводимых мелиоративных систем и гидротехнических сооружений, на которые будет распространяться проектируемое регулирование.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.