Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в часть 5.1. статьи 20 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 17.01.2017 г.)
Настоящим законопроектом предлагается внести изменения в часть 5.1. статьи 20 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона N 257-ФЗ строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами (далее - пересечение) и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге (далее - примыкание) допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.
Владельцами автомобильных дорог в основном являются государственные и муниципальные учреждения и предприятия.
Частью 5.1. статьи 20 Федерального закона N 257-ФЗ определено, что согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, указанное в частях 1 и 4 настоящей статьи, должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт пересечений и примыканий (далее - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).
При этом Федеральный закон N 257-ФЗ не определяет сроки, порядок выдачи технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, и перечень документов необходимых для их выдачи.
Данное обстоятельство на практике приводит к тому, что владельцы дорог не обосновано затягивают сроки выдачи технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, предъявляют требования предоставлять различные документы, результаты исследований и изысканий, требующих дополнительных финансовых издержек, но при этом фактически не нужных для выдачи технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению.
На основании Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" можно сделать выводы о наличии в статье 20 Федерального закона N 257-ФЗ коррупциогенных факторов, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, а именно:
1) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения;
2) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
3) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
4) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций.
Законопроект, предусматривает, что технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению, должны быть выданы владельцем автомобильной дороги в срок не более чем тридцать календарных дней с момента поступления заявления о предоставлении технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению.
Порядок выдачи технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, и перечень документов необходимых для их выдачи, устанавливаются:
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства в отношении автомобильных дорог федерального значения;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;
органами местного самоуправления в отношении автомобильных дорог местного значения и частных автомобильных дорог.
Принятие законопроекта позволит повыситься России в рейтинге Всемирного банка Doing Business по показателю "Получение разрешения на строительство" в части уменьшения общего числа дней, требуемых для строительства.
Срок вступления законопроекта в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования обусловлен необходимостью издания уполномоченным органом акта об утверждении порядка выдачи технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, и перечня документов необходимых для их выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.