Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О ратификации Марракешского договора об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям"
(подготовлен Минкультуры России 18.01.2017 г.)
Марракешский договор об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям подписан от имени Российской Федерации в городе Марракеш (Марокко) 27 июня 2013 года на Дипломатической конференции Всемирной организации интеллектуальной собственности (далее - Марракешский договор).
Цель Марракешского договора состоит в том, чтобы установить ряд ограничений и исключений из авторского права в интересах слепых и лиц с нарушениями зрения и иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию.
Так, Марракешский договор содержит два основных положения, которые предусматривают:
- установление ограничений и исключений из авторского права в интересах слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию, позволяющих вносить необходимые изменения для изготовления экземпляров произведений в доступном формате, воспроизводить, распространять и доводить до всеобщего сведения произведения в форматах, доступных для таких лиц с нарушениями зрения;
- осуществление трансграничного обмена произведениями в форматах, доступных для слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию посредством деятельности специально уполномоченных органов.
Уполномоченным органом согласно Марракешскому договору может являться как специально уполномоченный орган, так и признанный правительством в качестве такого и оказывающий лицам с нарушениями зрения на некоммерческой основе услуги в области образования, обучения, доступа к информации. Уполномоченные органы определяют и следуют своей собственной практике в нескольких областях, в том числе обеспечивают, чтобы доступ к экземплярам в доступном формате получали только лица, подпадающие под определение "бенефициара", препятствуют несанкционированному использованию экземпляров произведений и проявляют "должную заботу" при работе с такими экземплярами.
Положения Марракешского договора распространяются на произведения в форме текста, нотной записи и/или связанных с ними иллюстраций, будь то опубликованные или иным образом доведенные до всеобщего сведения с помощью любых средств информации, включая аудиокниги.
Проведенный сравнительный анализ соответствия законодательства Российской Федерации положениям Марракешского договора показал, что Марракешский договор содержит положения, которые потребуют внесения изменения в законодательство Российской Федерации, а именно:
- определение "экземпляр в доступном формате" трактуется несколько шире по сравнению с определением "специального формата", предусмотренного Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 1274 ГК РФ). Доступный формат означает любой формат, который обеспечит лицу с нарушениями зрения и иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию такой же реальный и удобный доступ к произведениям (в том числе в цифровом формате) как и лицам без подобных нарушений. Потребуется внесение изменений в пункт 2 статьи 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации в части изменения терминологии "специального формата" на "специально-доступный формат".
Различная терминология в части форматов также связана с тем, что в отличие от Гражданского кодекса Российской Федерации Марракешский договор устанавливает ограничения и исключения из авторского права не только в отношении слепых и слабовидящих, но также и в отношении лиц, которые имеют нарушения зрения либо ограниченную способность восприятия или чтения, а также лиц, которые в силу какого-либо физического недостатка не могут держать книгу или обращаться с ней (определение "бенефициара"). Потребуется внесение изменений в пункт 2 статьи 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации в части распространения ее положений не только на слепых и слабовидящих лиц, но и лиц с иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию.
Статьей 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации в настоящее время закреплено положение о создании экземпляров произведений в форматах, предназначенных для использования слепыми и слабовидящими, а также право на воспроизведение и распространение таких экземпляров без цели извлечения прибыли без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения.
Марракешский договор предусматривает установление в национальном законодательстве ограничение и исключение из авторского права в том числе, в отношении права на доведение до всеобщего сведения экземпляров, созданных в доступных форматах. Таким образом, потребуется дополнение пункта 2 статьи 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации указанным положением.
Марракешский договор предусматривает положение о том, что национальное законодательство сторон должно разрешать непосредственно бенефициару, лицу, действующему от его имени или уполномоченному органу импорт (ввоз) экземпляров в доступном формате без согласия правообладателя. Указанное потребует внесения изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации посредством ее дополнения положением о том, что импорт экземпляров произведений в доступном формате в интересах лиц с нарушениями зрения осуществляется без согласия правообладателя.
Марракешский договор подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", так как его исполнение требует внесения изменений в действующие федеральные законы, а предметом являются основные права и свободы человека и гражданина.
Реализация Марракешского договора не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета.
Ратификация Марракешского договора позволит расширить доступ к книгам, журналам, учебным материалам лицам с ограниченными способностями воспринимать печатную информацию, обеспечит для них равный доступ к культурной и социальной жизни общества, позволит осуществлять международный обмен экземплярами произведений, созданными в доступных форматах.
Законопроект, а также проект постановления Правительства Российской Федерации соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.