Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и статьи 14 и 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(подготовлен Минздравом России 28.01.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" разработан в целях исполнения пунктов 4 и 10 поручения Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2016 г. N ОГ-П12-5810, предусмотренных перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 26 августа 2016 г., утвержденным 19 сентября 2016 г. N Пр-1817ГС (далее - Законопроект).
Законопроектом предлагается внесение изменений в Федеральный закон от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ) и Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ).
Законом N 26-ФЗ установлено, что курортный фонд Российской Федерации - совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и курортных регионов (районов).
Ведение государственного учета курортного фонда Российской Федерации (далее - Государственный реестр) и государственного реестра лечебно-оздоровительных местностей и курортов, включая санаторно-курортные организации, осуществляет Министерство здравоохранения Российской Федерации в рамках полномочий, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации".
Порядок ведения Государственного реестра курортного фонда Российской Федерации утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 522 (далее - Порядок N 522).
Вместе с тем, в Законе N 26-ФЗ не содержит определения понятий "государственный реестр курортного фонда Российской Федерации" и "государственный реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов, включая санаторно-курортные организации" и основных норм, определяющих подходы к их созданию и ведению.
Кроме того, с учетом указанных поручений требуется законодательное урегулирование положений о создании и ведении указанных реестров, включающих вопросы правоотношений в области формирования и предоставления сведений в указанный реестр, использования информации из реестра, а также вопросы координации и контроля деятельности субъектов, предоставляющих сведения, в том числе определения ответственности за достоверность предоставляемых сведений.
Также существенной проблемой является отсутствие полноты базы данных в Государственном реестре о санаторно-курортных организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, относящихся к "силовым" ведомствам, и санаторно-курортных организаций иных форм собственности, удельный вес которых достаточно велик.
Вносимые Законопроектом изменения в Закон N 26-ФЗ, систематизируют Государственный реестр, а также устанавливает положение о его создании и ведении, включая вопросы курортного фонда Российской Федерации. В том числе предусматривает наделение полномочиями Правительства Российской Федерации по установлению порядка ведения Государственного реестра и обязательности внесения сведений санаторно-курортными организациями независимо от их организационно-правовой формы, что позволит устранить сложившуюся правовую неопределенность.
После принятия Правительством Российской Федерации нового порядка введения Государственного реестра, порядок N 522, будет признан утратившим силу.
Кроме того, на уровне Правительства Российской Федерации предполагается обеспечение интегрирования Государственного реестра с другими федеральными информационными системами, в том числе с информационными ресурсами Росреестра, содержащими пространственную основу, характеристики и права на объекты недвижимости.
Вносимые Законопроектом изменения по созданию сегментов Государственного реестра имеют большое значение для создания объективной и достоверной информационной базы о курортах, лечебно-оздоровительных местностях, природных лечебных ресурсах, государственных санаторно-курортных организациях, которыми располагает Российская Федерация, стратегического планирования развития курортной отрасли в целом и формирования инвестиционного климата.
На основе Государственного реестра будет сформирована единая открытая база данных о курортах, природных лечебных ресурсах и санаторно-курортных организациях, информацией из которой могут воспользоваться все заинтересованные лица - граждане, туристические компании, инвесторы, средства массовой информации, органы власти.
Законопроектом вносятся изменения в статью 40 в части наделения Министерства здравоохранения Российской Федерации полномочиями по утверждению порядка классификации медицинских организаций (санаторно-курортных организаций), осуществляющие санаторно-курортное лечение в зависимости от оказываемых в них медицинских, сервисных и других услуг.
В последнее десятилетие наблюдается активное совмещение лечения и отдыха. Изменения потребностей населения в качественном отдыхе на курортах привели к расширению возможностей медицинских организаций (санаторно-курортных организаций) оказывать услуги не только медицинской, но и туристско-рекреационной направленности.
Очевидной является необходимость введения классификации санаторно-курортных организаций с целью ориентации потребителей при выборе здравницы и определения ценовой политики. Обеспечение же медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) высокого уровня медицинских и всего комплекса сервисных услуг является основой вывода отечественной санаторно-курортной сферы на международный рынок оздоровительного туризма.
В соответствии с Законом N 323-ФЗ санаторно-курортные организации отнесены к медицинским организациям.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности деятельность санаторно-курортных организаций относится к деятельности в области здравоохранения.
Номенклатура и правила организации деятельности санаторно-курортных организаций утверждены Министерством здравоохранения Российской Федерации. Данные Правила предусматривают соответствующие стандарты оснащения и рекомендуемые штатные нормативы санаторно-курортных организаций, а также выполнение основных функций, связанных с санаторно-курортным лечением и медицинской реабилитацией.
Предоставление места размещения в санаторно-курортной организации является неотъемлемой частью лечебного процесса при ее функционировании.
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" объекты санаторно-курортного лечения отнесены к понятию туристская индустрия.
Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется, в том числе путем классификации объектов туристской индустрии.
Классификация объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи, осуществляется аккредитованными организациями в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации.
Перечень требований данного Порядка классификации в полной мере отражает качество и набор сервисных услуг, которые получит отдыхающий проживая в данном средстве размещения, так как Порядок классификации изначально был разработан для оценки качества проживания и оказываемых сервисных услуг.
При этом небольшой перечень требований к наличию "оздоровительных услуг" не учитывает все услуги медицинского характера, и не приемлем для санаторно-курортных организаций.
Необходима отдельная система классификации для санаторно-курортных организаций, которая должна предусматривать точное описание требований и норм, в соответствии с которыми присваивается или подтверждается та или иная категория в зависимости от уровня и объема оказываемых медицинских, сервисных и других услуг. Разработка ее с учетом специфики деятельности санаторно-курортных организаций должна осуществляться непосредственно Министерством здравоохранения Российской Федерации с участием профессиональных сообществ в сфере санаторно-курортного лечения.
Изменения, вносимые Законопроектом в Закон N 26-ФЗ и Закон N 323-ФЗ, позволят законодательно урегулировать вопросы, связанные с координацией деятельности санаторно-курортного комплекса Российской Федерации.
Уведомление о разработке Законопроекта с 18 ноября 2016 г. было опубликовано на Едином портале раскрытия информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (http://regulation.gov.ru/projects#npa=59220). По результатам общественного обсуждения уведомления, предложения не поступили.
Законопроект ранее не вносился в Правительство Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.