Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен МВД России 31.01.2017 г.)
Проект федерального закона"О внесении измененийв некоторые законодательные акты Российской Федерации"(далее - законопроект) разработан в рамках реализации пункта 3.6 протокола заседания Совета Безопасности Российской Федерации от 31 марта 2016 г. по вопросу "О мерах по совершенствованию государственной миграционной политики в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации", утвержденного Президентом Российской Федерации5апреля2016г.NПр-601,и направлен на совершенствование законодательства в сфере контроля за выполнением гражданами государств-членов Евразийского экономического союза и их работодателями положений Договора о Евразийском экономическом союзе,подписанного в г. Астане 29 мая 2014 г. (далее- Договор),в части, касающейся осуществления трудовой деятельностив Российской Федерации.
В соответствии с Договором работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
Следовательно, обеспечение контроля за осуществлением трудовой деятельности гражданами государств-членов на территории Российской Федерации путем выдачи разрешительных документов невозможно.
Несмотря на то, что исходя из пункта 5 статьи 96 Договора и статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) трудовая деятельность должна осуществляться иностранными гражданами и лицами без гражданства на основании трудового договора или гражданско-правового договора, ответственность за их отсутствие в настоящее время предусмотрена только в части нарушения трудового, но не миграционного законодательства.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 97 Договора срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов его семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора.
Таким образом, обязательным условием длительного пребывания на территории Российской Федерации указанных граждан является наличие заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации трудового или гражданско-правового договора.
При этом Договором предусмотрено, что трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений Договора.
Порядок пребывания и осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами в Российской Федерации регулируется положениями Федерального закона. Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о заключении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Вместе с тем, пунктом 4 статьи 13 Федерального закона установлено,что иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Специальной нормы, регулирующей осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации гражданами государств-членов с учетом установленных Договором преференций, в действующем законодательстве не предусмотрено.
Учитывая изложенное, в целях контроля за соблюдением сроков пребывания в Российской Федерации граждан государств-членов, законопроектом предлагается дополнить статью 13 Федерального законапунктом 4.2-1, предусматривающим обязательное наличие трудового или гражданско-правового договора иностранным гражданам и лицам без гражданства, которым для осуществления трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации не требуется получение разрешительных документов.
Также в настоящее время законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность осуществления контроля за соблюдением цели въезда иностранными гражданамии лицами без гражданства, которым в соответствии с федеральным законом или международным договором не требуется получение разрешения на работу или патента.
В этой связи законопроектом предлагается установить запрет на привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства в случае, если в миграционной карте не указана работа как цель въезда.
При этом законопроектом предусматривается исключение для иностранных граждан, являющихся гражданами Союзного государства, образованного Российской Федерацией и Республикой Беларусь, так как в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г. "Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства" граждане Союзного государства освобождены от получения и заполнения миграционной карты.
Для обеспечения доступа работодателей к миграционным картам иностранных граждан и лиц без гражданства указанной категории предлагается дополнить статью 327.3 Трудового кодекса Российской Федерации положением, предусматривающим обязательное предъявление иностранным гражданином или лицом без гражданства миграционной карты при приеме на работу.
В целях осуществления контроля за соблюдением работодателями, заказчиками работ (услуг) и иностранными гражданами и лицами без гражданства, которым для осуществления трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации не требуется получение разрешительных документов, в том числе гражданами государств-членов, положений Договора и законодательства Российской Федерации в части, касающейся осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации, законопроектом предлагается дополнить Кодекс Российской Федерацииоб административных правонарушениях специальными нормами, устанавливающими ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства, которым в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации не требуется получение разрешения на работу либо патента, а также их работодателей в случае осуществления указанной категорией иностранных граждан трудовой деятельности без заключения трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также нормой, устанавливающей ответственность работодателей и (или) заказчиков работ (услуг) в случае привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, у которых в миграционной карте не указана цель визита "работа".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
В законопроекте отсутствуют положения, влияющие на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.