Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минсельхозом России 08.02.2017 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" и отдельные законодательные акты Российской Федерации
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 29, ст. 3399; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; 2011, N 30, ст. 4596; 2013, N 52, ст. 6961; 2016, N 15, ст. 2066) следующие изменения:
1) название изложить в новой редакции: "Об организации рационального использования сельскохозяйственных земель, их учета и охраны";
2) преамбулу исключить;
3) в статью 1 внести следующие изменения:
а) дополнить новыми абзацами вторым - четвертым следующего содержания:
"сельскохозяйственные земли - земли и земельные участки сельскохозяйственного назначения, а также земли и земельные участки иных категорий, используемые или предоставленные для ведения сельского хозяйства;
сельскохозяйственные угодья - земли в составе сельскохозяйственных земель, используемые и (или) предназначенные для производства сельскохозяйственной продукции (пашни, сенокосы, пастбища (за исключением оленьих), многолетние насаждения, залежи);
сельскохозяйственный земельный участок - земельный участок, входящий в состав сельскохозяйственных земель;";
б) абзацы второй - двенадцатый считать соответственно абзацами пятым - пятнадцатым и слова "сельскохозяйственного назначения" в них заменить словами "сельскохозяйственных угодий";
в) дополнить абзацами шестнадцатым - двадцать вторым следующего содержания:
"агрохимические обследования - мероприятия по определению почвенного плодородия земель сельскохозяйственных угодий, а также по установлению уровня загрязнения почв либо негативных почвенных процессов на таких землях, осуществляемые в рамках государственного мониторинга земель федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель (далее- уполномоченные учреждения);
контур земель - выделяемая для целей настоящего Федерального закона территория сельскохозяйственных земель, ограниченная естественными природными или искусственными объектами, позволяющими однозначно определить местоположение границ такой территории, и однородная по составу сельскохозяйственных угодий, формируемая в соответствии с порядком ведения государственного реестра сельскохозяйственных земель;
государственный мониторинг сельскохозяйственных земель - система оперативных, периодических и базовых (исходных) наблюдений за изменением качественного и количественного состояния сельскохозяйственных земель, в том числе мониторинг состояния плодородия сельскохозяйственных угодий, а также система оценки и прогнозирования, направленные на получение достоверной информации о состоянии таких земель;
оперативные наблюдения - система мероприятий по сбору и обработке информации о текущем состоянии и использовании сельскохозяйственных угодий, проводимых не реже одного раза в год (в период вегетации сельскохозяйственных культур) с использованием наземных наблюдений и (или) данных дистанционного зондирования Земли;
периодические наблюдения - система мероприятий по сбору и обработке информации о состоянии и использовании сельскохозяйственных земель, состоянии почв, проводимых не реже одного раза в 5 лет с использованием наземных наблюдений и (или) данных дистанционного зондирования Земли;
базовые (исходные) наблюдения - система мероприятий по сбору и обработке информации о состоянии сельскохозяйственных земель на момент начала ведения наблюдений с использованием наземных наблюдений и (или) данных дистанционного зондирования Земли;
тестовый (валидационный) полигон - часть сельскохозяйственных земель (в том числе сельскохозяйственных угодий), используемая для проведения мониторинга показателей плодородия почв, состояния развития растений и развития негативных почвенных процессов, в том числе с использованием данных дистанционного зондирования Земли и наземных обследований, наблюдений";
4) статью 2 изложить в следующей редакции:
"Статья 2. Цели настоящего Федерального закона
Целями настоящего Федерального закона являются организация рационального использования сельскохозяйственных земель, обеспечение их охраны и учета; регулирование обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственных угодий и осуществления государственного мониторинга сельскохозяйственных земель.";
5) в статье 3 слова "сельскохозяйственного назначения" заменить словами "сельскохозяйственных угодий";
6) в статье 3.1 слова "сельскохозяйственного назначения" заменить словами "сельскохозяйственных угодий";
7) в наименовании главы II слова "сельскохозяйственного назначения" заменить словами "сельскохозяйственных угодий";
8) в статье 4 слова "сельскохозяйственного назначения" заменить словами "сельскохозяйственных угодий";
9) в статье 4 слова "сельскохозяйственного назначения" заменить словами "сельскохозяйственных угодий";
10) в статье 6 слова "сельскохозяйственного назначения" заменить словами "сельскохозяйственных угодий";
11) наименование главы III изложить в новой редакции:
"Глава III. Права и обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков в составе сельскохозяйственных земель в области воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственных угодий и рационального использования сельскохозяйственных земель";
12) статью 7 изложить в новой редакции:
"Статья 7. Права собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, сельскохозяйственных земельных участков в области воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственных угодий и рационального использования сельскохозяйственных земель
Собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, сельскохозяйственных земельных участков имеют право:
получать от уполномоченных учреждений сведения о состоянии плодородия почв земель сельскохозяйственных угодий на своих земельных участках и динамике его состояния, в том числе посредством личного кабинета землепользователя, в составе, определяемом уполномоченным органом;
информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации сельскохозяйственных земель и загрязнения почв таких земель на земельных участках, находящихся в их собственности, владении или пользовании, в том числе в аренде;
иметь другие права, если их реализация не противоречит законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.";
13) статью 8 изложить в новой редакции:
"Статья 8. Обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, сельскохозяйственных земельных участков по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственных угодий и рациональному использованию сельскохозяйственных земель
Собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, сельскохозяйственных земельных участков обязаны:
проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственных угодий;
осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственных угодий, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;
соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственных угодий, в том числе при использовании агрохимикатов и пестицидов;
представлять в уполномоченный орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов, о проведенных мелиоративных мероприятиях и мероприятиях по содержанию защитных лесных насаждений;
обеспечивать доступ на сельскохозяйственный земельный участок должностных лиц, проводящих почвенное, агрохимическое, фитосанитарное и эколого-токсикологическое обследования такого земельного участка;
выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.";
14) дополнить главой III.1 следующего содержания:
"Глава III.1 "Государственный мониторинг сельскохозяйственных земель
Статья 8.1. Государственный мониторинг сельскохозяйственных земель
1. Государственный мониторинг сельскохозяйственных земель осуществляется в рамках подсистемы государственного мониторинга земель единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) уполномоченным органом.
Информация, получаемая в ходе осуществления государственного мониторинга сельскохозяйственных земель, направляется в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Государственный мониторинг сельскохозяйственных земель осуществляется с использованием данных дистанционного зондирования Земли, а также данных наземных наблюдений, включающих в себя в том числе сбор и обобщение результатов почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований сельскохозяйственных земель.
3. Оперативные, периодические и базовые (исходные) наблюдения осуществляются уполномоченными учреждениями в порядке, установленном уполномоченным органом.
Статья 8.2. Государственный реестр сельскохозяйственных земель и состав сведений государственного реестра сельскохозяйственных земель
1. Сведения, получаемые в результате государственного мониторинга сельскохозяйственных земель, подлежат внесению в государственный реестр сельскохозяйственных земель (далее также - Реестр).
Составной частью Реестра являются тематические карты и реестровые дела.
2. Ведение Реестра осуществляется с использованием Единой федеральной информационной системы о сельскохозяйственных землях (далее также - Система), являющейся государственной информационной системой.
Оператором Системы является уполномоченный орган. Полномочия оператора Системы на основании решения уполномоченного органа, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.
Порядок создания, развития и эксплуатации Системы устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
3. Система взаимодействует и функционирует с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, и ее компонентов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме".
4. Картографической основой Реестра является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии.
5. Содержащиеся в Реестре сведения о контурах земель, учтенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах субъекта Российской Федерации, а также сведения о показателях состояния плодородия земель сельскохозяйственных угодий, фактическом использовании сельскохозяйственных земельных участков, результатах оперативных, периодических и базовых (исходных) наблюдений за такими землями, иные сведения, направленные органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, являются федеральным государственным информационным ресурсом.
6. Реестр представляет собой систематизированный свод записей о контурах земель.
7. В Реестр вносятся следующие сведения о контуре земель:
1) реестровый номер контура земель, присвоенный в соответствии с порядком ведения государственного реестра сельскохозяйственных земель, и дата внесения данного номера в Реестр;
2) описание местоположения границ контура земель в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного реестра сельскохозяйственных земель;
3) вид сельскохозяйственных угодий;
4) сведения о типах почвенных разностей;
5) площадь контура земель, определенная в соответствии с порядком ведения государственного реестра сельскохозяйственных земель;
6) показатели состояния плодородия земель сельскохозяйственных угодий, в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного реестра сельскохозяйственных земель;
7) сведения о загрязнении, захламлении, деградации, нарушении земель в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного реестра сельскохозяйственных земель;
8) сведения Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости, в том числе земельных участках, расположенных в границах контура земель;
9) сведения о фактическом использовании сельскохозяйственных земель, в том числе об объектах недвижимости, не учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;
10) результаты оперативных, периодических и базовых (исходных) наблюдений за сельскохозяйственными землями;
11) результаты фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований сельскохозяйственных земель в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного реестра сельскохозяйственных земель;
12) сведения о нарушениях требований земельного законодательства, выявленных при осуществлении государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля в отношении сельскохозяйственных земель;
13) сведения о мелиорации, в объеме, определенном порядком ведения государственного реестра сельскохозяйственных земель;
14) иные сведения, подлежащие включению в Реестр в соответствии с настоящим Федеральным законом.";
8. В порядке информационного взаимодействия в Реестр вносятся сведения:
Единого государственного реестра недвижимости в объеме, установленном Правительством Российской Федерации;
об утверждении правил землепользования и застройки, документации по планировке территории;
о результатах проведения государственного земельного надзора;
иные сведения, содержащиеся в государственных информационных ресурсах, в объеме, установленном Правительством Российской Федерации.
9. Перечень и содержание документов, направляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в уполномоченный орган, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются уполномоченным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.
10. Ведение Реестра осуществляется в электронной форме.
11. Тематические карты представляют собой составленные на картографической основе карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся внесенные в Реестр сведения о контурах земель, типах почв, иные внесенные в Реестр сведения, а также сведения, полученные при осуществлении государственного мониторинга сельскохозяйственных земель в соответствии с порядком его ведения.
Уполномоченный орган ведет в электронной форме карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц (далее - публичные карты). Состав сведений, содержащихся на публичных и тематических картах устанавливается уполномоченным органом.
Публичные карты подлежат размещению в порядке, установленном уполномоченным органом, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для просмотра без подачи запросов и взимания платы.
На публичных и тематических картах также воспроизводятся дополнительные сведения, предоставленные уполномоченному органу федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия, установленного Правительством Российской Федерации.
12. Реестровые дела представляют собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в Реестр.
13. Сведения, содержащиеся в Реестре, предоставляются уполномоченным органом в виде паспорта сельскохозяйственных земельных участков.
Паспорт сельскохозяйственных земельных участков представляет собой выписку из Реестра, содержащую предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о контуре земель.
14. Порядок ведения Реестра, формы отчетов о результатах агрохимических обследований, формы запросов о предоставлении сведений, внесенных в Реестр, формы документов, в виде которых предоставляются сведения, содержащиеся в Реестре, устанавливаются уполномоченным органом.
15. Порядок предоставления сведений, внесенных в Реестр, устанавливается уполномоченным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.
Статья 8.3. Внесение сведений в государственный реестр сельскохозяйственных земель
1. Основаниями внесения сведений в Реестр являются:
1) отчеты о результатах агрохимических обследований и иные документы, полученные в результате осуществления государственного мониторинга сельскохозяйственных земель уполномоченным органом и (или) федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными уполномоченному органу;
2) документы, поступившие в уполномоченный орган в порядке информационного взаимодействия в соответствии с частью 8 статьи 82 настоящего Федерального закона;
3) документы, поступившие в уполномоченный орган с заявлением заинтересованных лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, о внесении сведений в Реестр (при внесении сведений о контуре земель, предусмотренных подпунктами 3, 4, 6, 7, 9, 11, 13 пункта 7 статьи 8.2 настоящего Федерального закона).
2. С заявлениями о внесении сведений в Реестр вправе обратиться лица, обладающие сельскохозяйственными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды (в том числе в случае субаренды).
3. Сведения о проведении на землях сельскохозяйственных угодий мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а также об использовании агрохимикатов и пестицидов, о проведенных мелиоративных мероприятиях и мероприятиях по созданию защитных лесных насаждений, о результатах агрохимических обследований, могут быть внесены в Реестр заинтересованными лицами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, через личный кабинет землепользователя. Личный кабинет землепользователя ведется с использованием средств Единой федеральной информационной системы о сельскохозяйственных землях.
4. Сведения о сельскохозяйственных землях вносятся уполномоченным органом в Реестр бесплатно.
5. Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия уполномоченного органа по осуществлению государственного мониторинга сельскохозяйственных земель и внесению в Реестр сведений о сельскохозяйственных землях, на основании решений данного органа вправе осуществлять федеральные государственные бюджетные учреждения, подведомственные уполномоченному органу. На государственные бюджетные учреждения, наделенные в соответствии с настоящей статьей полномочиями уполномоченного органа, распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг.
В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил, наделенные в соответствии с таким решением соответствующими полномочиями, указанные государственные бюджетные учреждения считаются уполномоченными органами.
6. Сведения вносятся в Реестр уполномоченным органом в срок не более 30 календарных дней с даты подготовки документов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, или поступления документов, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи.";
15) в наименовании главы IV слова ""сельскохозяйственного назначения" заменить словами "сельскохозяйственных угодий";
16) в статье 11 слова "сельскохозяйственного назначения" заменить словами "сельскохозяйственных угодий";
17) в статье 13 слова "сельскохозяйственного назначения" заменить словами "сельскохозяйственных угодий";
18) в статье 14 слова "сельскохозяйственного назначения" заменить словами "сельскохозяйственных угодий";
19) статьи 15 и 16 признать утратившими силу;
20) в статью 20 внести следующие изменения:
а) абзац второй признать утратившим силу;
б) в абзаце третьем слова "сельскохозяйственного назначения" заменить словами "сельскохозяйственных угодий";
21) в статье 21 слова "сельскохозяйственного назначения" заменить словами "сельскохозяйственных угодий";
22) в наименовании главы V слова "сельскохозяйственного назначения" заменить словами "сельскохозяйственных угодий";
23) в наименовании главы VI слова "сельскохозяйственного назначения" заменить словами "сельскохозяйственных угодий";
24) в статье 28 слова "сельскохозяйственного назначения" заменить словами "сельскохозяйственных угодий";
25) в статье 29 слова "сельскохозяйственного назначения" заменить словами "сельскохозяйственных угодий";
Статья 2
Пункт 5 части 3 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 27; 2008, N 49, ст. 5748; 2009, N 30, ст. 3735) изложить в следующей редакции:
"5) о землях сельскохозяйственного назначения, содержащаяся в государственном реестре сельскохозяйственных земель, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "Об организации рационального использования сельскохозяйственных земель, их учета и охраны".
Статья 3
Внести в статью 67 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2008, N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3616; 2011, N 30, ст. 4590; N 48, ст. 6732; 2012, N 26, ст. 3446; 2014, N 30, ст. 4235) следующие изменения:
1) в абзаце четвертом пункта 3 слова "земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий, используемых или предоставленных для нужд сельского хозяйства, регулируется Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" заменить словами "земель сельскохозяйственного назначения, регулируется Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "Об организации рационального использования сельскохозяйственных земель, их учета и охраны";
2) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Результаты государственного мониторинга земель систематизируются и хранятся в базах данных федеральных информационных систем органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного мониторинга земель.".
Статья 4
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 года.
Президент |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.