Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и часть первую статьи 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 08.02.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и часть первую статьи 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 5 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 11.10.2016 N ОГ-П4-235пр.
Законопроект направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации в части розыска должников, уклоняющихся от уплаты алиментов.
В связи с принятием Федерального закона от 03.12.2011 N 389-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2012 г. Федеральной службе судебных приставов переданы функции органов внутренних дел по розыску должников.
В целях повышения эффективности розыска указанной категории граждан Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" расширены полномочия судебных приставов-исполнителей, осуществляющих розыск, в том числе по получению сведений из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации МВД России.
Так, в 2015 г. судебными приставами-исполнителями был объявлен исполнительный розыск в отношении 124 899 должников по алиментным обязательствам, за 11 месяцев 2016 г. - в отношении 109767 должников по алиментным обязательствам.
При этом по состоянию на 31.12.2016 более 1 года находятся в розыске 27 464 должников, свыше 2-х лет - 15 241, свыше 3-х лет - 6 760 и свыше 4-х лет - 1 101 должник. При этом, несмотря на то, что разыскные мероприятия проведены в полном объеме и розыск оказался безрезультатным, исполнительный документ находится в производстве судебного пристава-исполнителя.
Законопроектом предусмотрены изменения в статью 46 Закона об исполнительном производстве, согласно которым в том случае, если в течение одного года со дня получения последних сведений о должнике розыск оказался безрезультатным и все возможные меры по обнаружению его места нахождения исчерпаны, исполнительное производство будет оканчиваться, а исполнительный документ возвращаться взыскателю. При этом судебный пристав-исполнитель будет разъяснять взыскателю право на обращение в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим.
Законопроектом также предлагается скорректировать статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), которая устанавливает перечень действий судьи после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим и в настоящее время предусматривает направление судом запроса в органы внутренних дел.
Необходимость ее корректировки вызвана тем, что положение этой статьи действует с 1 февраля 2003 г. и ее редакция не учитывает, что с 1 января 2012 г. функции органов внутренних дел по розыску должников-граждан переданы Федеральной службе судебных приставов.
На практике это приводит к тому, что судами выносятся решения об отказе в признании безвестно отсутствующим гражданина, являющегося должником, из-за того, что заявитель в органы внутренних дел с заявлением о розыске не обращался, а органы внутренних дел отказывают в приеме заявлений о розыске гражданина ввиду того, что он является должником и розыск этой категории граждан осуществляется судебным приставом-исполнителем.
В настоящее время судебные приставы-исполнители при осуществлении розыска должников наделены широким спектром полномочий, позволяющих разыскивать должников как самостоятельно, так и при содействии полиции с использованием централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации, и проверке по учету лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов и лиц, не способных по состоянию здоровья или возраста сообщить данные о своей личности.
Учитывая, что у судебных приставов-исполнителей имеется равнозначный с полицией механизм сбора полной и достоверной информации о разыскиваемых гражданах, являющихся должниками, которая может использоваться судом для разрешения заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим, законопроектом предлагается внести в статью 278 ГПК РФ дополнение, согласно которому судья, получив заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим, будет запрашивать информацию у ФССП России.
Реализация законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не потребует увеличения штатной численности заинтересованных органов государственной власти и организаций.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не повлияет на реализацию решений государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.