Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленные на создание условий для опережающего развития аквакультуры (рыбоводства)"
(подготовлен Минсельхозом России 17.02.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленные на создание условий для опережающего развития аквакультуры (рыбоводства)" (далее - законопроект) разработан в целях исполнения пункта 2 раздела II протокола заседания Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий от 13 декабря 2016 г. N 2, пункта 2 раздела II протокола заседания подкомиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона от 27 мая 2016 г. N 1 и поручения Правительства Российской Федерации от 20 июля 2016 г. N ЮТ-П11-4304.
Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об аквакультуре) и в Земельный кодекс Российской Федерации.
Концепция законопроекта направлена на создание нормативных основ для опережающего развития аквакультуры (рыбоводства) в Российской Федерации, в том числе и на Дальнем Востоке.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области аквакультуры (рыбоводства) рыбоводное хозяйство для осуществление аквакультуры (рыбоводства) заключает договор пользования рыбоводным участком на основании торгов (конкурсов, аукционов).
Кроме того, при осуществлении производства (выращивания) объектов аквакультуры рыбоводному хозяйству необходимо на территории, прилегающей к рыбоводному участку создавать соответствующую рыбоводную инфраструктуру.
Таким образом, законопроектом предлагается внести изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, устанавливающий возможность предоставлять земельные участки без проведения торгов, граничащие с рыбоводным участком, на основании договора аренды, лицам, с которыми заключен договор пользования рыбоводным участком.
Аналогичная норма предусмотрена в Земельном кодексе Российской Федерации.
Так, в соответствии с подпунктом 29 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка лицу, обладающему правом на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на основании решения о предоставлении их в пользование, договора о предоставлении рыбопромыслового участка или договора пользования водными биологическими ресурсами, для осуществления деятельности, предусмотренной указанными решением или договорами.
Кроме того, законопроект направлен на совершенствовании механизма предоставление рыбоводных участков для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
Согласно законодательству Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов рыбопромысловый участок формируется в определенных границах для осуществления, в том числе промышленного рыболовства.
Однако рыбопромышленные организации при осуществлении добычи (вылова) водных биологических ресурсов на рыбопромысловом участке использует не всю акваторию водного объекта.
Таким образом, данные изменения предоставят возможность указанным организациям использовать свободную часть акватории рыбопромысловых участков для осуществления индустриальной аквакультуры.
Так, например, по информации Правительства Сахалинской области, проведенный экспертами анализ показал, что технически для осуществления индустриальной аквакультуры в Сахалинской области может быть задействено около 1,35 млн. га площади прибрежных акваторий, из которых 85% приходиться на присахалинские воды, а 15% - на прибрежную зону Курильских островов.
Также, по данным Агентства Сахалинской области в использовании свободных акваторий рыбопромысловых участков для осуществления индустриальной аквакультуры заинтересовано 49 пользователей, которым принадлежат 89 морских рыбопромысловых участков.
Предлагаемые изменения позволят поддержать рыбоводные хозяйства при использовании ими части акватории рыбопромысловых участков для осуществления индустриальной аквакультуры, обеспечить увеличения производства (выращивания) товарной рыбы и других объектов промышленного рыбоводства, а также снизить нагрузку на предпринимательский сектор, что в целом отвечает политике государства и положительно отразится на экономике страны.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально- экономических последствий.
Реализация законопроекта не повлечет за собой изменения объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления и не потребует выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов, а также сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
Реализация законопроекта не приведет к увеличению численности работников и фонда оплаты труда работников центрального аппарата Федерального агентства по рыболовству и его территориальных органов, а следовательно не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Данный законопроект окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.