Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"
(подготовлен Минкомсвязью России 17.02.2017 г.)
В рамках реализации положений статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите Информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ) Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Единый реестр).
Одним из оснований для внесения интернет-ресурса в Единый реестр является вступившее в законную силу судебное решении о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, в том числе экстремистской.
С момента создания Единого реестра запрещенной информации в Роскомнадзор поступило более 36 тыс. судебных решений о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации (или экстремистской). Из них, в 2014 г. - 2,5 тыс., в 2015 г. - более 7,6 тыс., в 2016 г. - более 26 тыс.
Тематика таких судебных решений различна: экстремистские материалы, организация проституции, поддельные документы, круглосуточная продажа алкоголя через "Интернет", фармакология, азартные онлайн-игры и т.д.
На основании вышеуказанных судебных решений о признании информации запрещённой к распространению на территории Российской Федерации в Единый реестр включено более 81,8 тыс. сайтов и (или) страниц сайтов в сети "Интернет".
При этом в настоящее время порядок направления судами судебных решений, в том числе судебных решений о признании информационных материалов экстремистскими, в Роскомнадзор законодательно не урегулирован.
В большинстве случаев решения направляются почтовой связью. При этом длительность почтового направления и трудозатраты, связанные как с направлением судебного решения почтой, так и с необходимостью ручной обработки информации, указанной в судебном решении, не позволяют оперативно принимать меры реагирования в отношении запрещенной информации.
Вместе с тем законодательство, регламентирующее деятельность Роскомнадзора по ведению Единого реестра, предписывает в суточный срок внести в реестр сайт с противоправной информацией после поступления соответствующего судебного решения.
С учетом положительной практики получения судебных актов в электронном виде из Московского городского суда, направляемых в Роскомнадзор в рамках реализации статьи 15.2 Федерального закона N 149-ФЗ и положений Федерального закона от 23 июня 2016 года N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательный акты Российской Федерации".
Принятие данного законопроекта позволит в значительной степени повысить оперативность принятия мер реагирования по пресечению распространения в сети "Интернет" информационных материалов экстремистской и террористической направленности, а также иной противоправной информации, доступ к которой на территории Российской Федерации ограничивается на основании вступившего в законную силу судебного решения о признании информации запрещенной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.