Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Приказа МЧС России "Об утверждении порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий по вопросам обеспечения пожарной безопасности, выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и оформления результатов таких плановых (рейдовых) осмотров, обследований"
(N 4471-СШ/Д26и от 22.02.2017 г.)
Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело поступивший от МЧС России (далее - разработчик) проект приказа "Об утверждении Порядка оформления и содержания заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий (земельных участков) по вопросам обеспечения пожарной безопасности, выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и оформления результатов таких плановых (рейдовых) осмотров, обследований" (далее соответственно - проект акта, Порядок) и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения повторно.
Ранее МЧС России письмом от 15 ноября 2016 г. N 43-5943-19 направляло в Минэкономразвития России для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия проект приказа МЧС России "Об утверждении Порядка оформления и содержания заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий (земельных участков) по вопросам обеспечения пожарной безопасности, выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и оформления результатов таких плановых (рейдовых) осмотров, обследований" (далее - проект приказа).
Однако по результатам рассмотрения проекта приказа и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, было установлено, что при подготовке проекта приказа процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены не были.
Таким образом, Минэкономразвития России письмом от 11 ноября 2016 г. N Д26и-858 проинформировало разработчика о невозможности подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/09-16/00055240).
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 22 сентября по 12 октября 2016 г., а также публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 23 ноября 2016 г. по 24 января 2017 года.
Степень регулирующего воздействия положений, содержащихся в подготовленном проекте акта, в соответствии с пунктом 6 Правил определена разработчиком как высокая.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Проект акта разработан в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) и направлен на установление порядка оформления плановых (рейдовых) заданий на обследование территорий, содержание таких заданий, а также отсутствующего в настоящее время порядка оформления результатов плановых осмотров и обследований.
По информации, представленной в пункте 1.7 сводного отчета, органы федерального государственного пожарного надзора на основании плановых (рейдовых) заданий осуществляют обследования территорий (земельных участков) по вопросам обеспечения пожарной безопасности, выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта в период с 6 по 13 февраля 2017 года. Проект акта и перечень вопросов по нему были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "Опора России", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия" (далее - Деловая России), а также в заинтересованные субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности.
В результате проведения публичных консультаций поступили позиции "Деловой России", ПАО "Аэрофлот", а также ОАО "Корпорация "Росхимзащита", некоторые из которых указывают на нецелесообразность утверждения предлагаемого проектом акта регулирования.
По итогам подготовки настоящего заключения с учетом информации, представленной разработчиком, а также поступивших замечаний и предложений Минэкономразвития России считает необходимым представить в отношении проекта акта следующую информацию о возможных рисках его принятия в представленной редакции.
1. В соответствии с абзацем 3 пункта 3 Порядка основанием для проведения рейдовых осмотров является поступление обращений и заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации, содержащая сведения о нарушении требований пожарной безопасности.
Однако данное положение Порядка не согласуется с действующей на сегодняшний день редакцией статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, согласно которой данная информация является основанием для проведения внеплановой проверки.
В связи с этим предлагаем проектируемый абзац 3 пункта 3 Порядка исключить.
2. Согласно пункту 4 Порядка плановые (рейдовые) осмотры, обследования могут проводиться как в отношении территорий (земельных участков) (за исключением лесных участков), городских и сельских поселений, так и в отношении садовых, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, а также в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земель запаса.
Вместе с тем согласно статье 13.2 Федерального закона N 294-ФЗ, в соответствии с которой был разработан рассматриваемый проект акта, плановые (рейдовые) осмотры, обследования проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля на основании плановых (рейдовых) заданий в отношении особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также транспортных средств в процессе их эксплуатации.
Кроме того, считаем, что включение в проектируемый перечень объектов (территорий), в отношении которых будут проводиться плановые (рейдовые) осмотры, обследования садовых, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, противоречит положениям Федерального закона N 294-ФЗ в части сфер его применения. Так как, согласно статье 1 Федерального закона N 294-ФЗ, данный закон регулирует отношения исключительно в области организации и осуществления контроля (надзора) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Представляется, что понятие садовых, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан подразумевает добровольное объединение физических лиц, собственников земельных участков в садово-огороднические партнерства в целях ведения оперативно-хозяйственной деятельности на принадлежащей им частной собственности без последующей передачи данной собственности некоммерческому партнерству.
Также отмечаем, что действующая редакция статьи 13.2 Федерального закона N 294-ФЗ не предусматривает осуществление плановых (рейдовых) осмотров в зависимости от видов назначения земель. Тогда как проектируемый пунктом 4 Порядка перечень территорий, в отношении которых будут проводится плановые (рейдовые) осмотры, включает в себя земли сельскохозяйственного назначения и земли запаса.
На основании вышеизложенного пункт 4 Порядка требует соответствующей переработки в части приведения его в соответствие с положениями статьи 13.2 Федерального закона N 294-ФЗ.
3. Согласно пункту 17 Порядка в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий (земельных участков) нарушений гражданами требований пожарной безопасности, устанавливающих правила поведения людей по использованию открытого огня и разведению костров и являющихся основанием для привлечения к административной ответственности, должностными лицами органа государственного пожарного надзора (далее - ГПН) в акте осмотра (обследования) территории (земельного участка) указываются выявленные нарушения, к акту прилагаются фотоматериалы (при необходимости другие доказательства), свидетельствующие о наличии нарушений требований, а также принимаются меры для возбуждения дела об административном правонарушении и его рассмотрении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Считаем, что проведение плановых (рейдовых) осмотров в отношении граждан, а также возбуждение дела об административном правонарушении в случаях нарушения гражданами требований пожарной безопасности, также противоречит основным положениям Федерального закона N 294-ФЗ, согласно которым данный закон регулирует отношения исключительно в области организации и осуществления контроля (надзора) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, представляется, что вопросы выявления и пресечения нарушений гражданами требований пожарной безопасности, а также привлечения их к административной ответственности посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, на сегодняшний день всецело урегулированы действующим законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности*(1).
В связи с этим предлагаем проектируемый пункт 17 Порядка исключить.
4. Согласно пункту 18 Порядка в случае выявления нарушений требований пожарной безопасности и (или) требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера составляется акт осмотра (обследования) территории (земельного участка) с указанием выявленных нарушений. К акту прилагаются фотоматериалы (при необходимости другие доказательства), свидетельствующие о наличии нарушений требований. При этом должностные лица органа ГПН доводят в письменной форме до сведения начальника органа ГПН либо его заместителя информацию о выявленных нарушениях для принятия решений о назначении внеплановой проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией в процессе осуществления своей деятельности по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ.
Также согласно пункту 20 Порядка в случае принятия решения о проведении внеплановой проверки по результатам проведенного планового (рейдового) осмотра, обследования территории (земельного участка) копия акта прикладывается к копии распоряжения (приказа) начальника, заместителя начальника органа ГПН, проводящего проверку, и вручается лицу, в отношении которого проводится проверка.
В соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, выявленные при проведении плановых (рейдовых) осмотров нарушения требований пожарной безопасности и (или) требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не могут являться основанием для проведения внеплановой проверки согласно действующему законодательству.
В связи с этим предлагаем проектируемые пункты 18 и 20 Порядка исключить.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
Вместе с тем в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Департамент оценки регулирующего воздействия |
С.В. Шипов |
-------------------------------------------
*(1) - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
- "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ;
- постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.