Проект Приказа Министерства энергетики РФ "Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам"
(подготовлен Минэнерго России 22.02.2017 г.)
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. N 707 "О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 39, ст. 4445, 2015, N 37, ст. 5153) приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам.
Министр |
А.В. Новак |
Утвержден
приказом Минэнерго России
от "____"____________2017 г. N_____
Порядок
ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам
1. Настоящий Порядок устанавливает правила формирования информации о доходах и расходах по регулируемым государством видам деятельности (видам услуг) субъектами естественных монополий в сфере транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам (далее - субъекты естественных монополий).
2. Настоящий Порядок разработан для использования субъектами естественных монополий, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" в сфере транспортировки нефти (нефтепродуктов) и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2008 N 707 "О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий".
Раздельный учет ведется в целях обоснования тарифов и формирования себестоимости по регулируемым государством видамдеятельности (видам услуг) в сфере транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам.
Доходы и расходы субъектов естественных монополий по нерегулируемым видам деятельности учитываются по таким видам деятельности обособленно от доходов и расходов по регулируемым видам деятельности.
Регулирование деятельности субъектов естественных монополий,предусмотренное настоящим Порядком, не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям.
3. В целях применения настоящего Порядка используются следующие понятия:
"магистральные трубопроводы" - совокупность технологически взаимосвязанных объектов, обеспечивающих транспортировку нефти (нефтепродуктов) от мест приема (слива) до мест сдачи (налива) или перевалки нефти (нефтепродуктов).
"оператор" - субъект естественной монополии, обеспечивающий оказание услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам;
"установление тарифов" - принятие регулирующим органом решений о введении новых тарифов, изменении или отмене действующих тарифов, о порядке и сроках введения их в действие;
"сетевые тарифы" - тарифы на услуги или тарифы на транспортировку нефти (нефтепродуктов), устанавливаемые на одном уровне для всей совокупности выбранных маршрутов независимо от расстояния транспортировки нефти (нефтепродуктов), количества пунктов отправления и пунктов назначения;
"транспортировка нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам" - процесс перемещения нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам, включающий в себя совокупность услуг субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов), предусмотренных перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ___________ г. N ___ (далее - Перечень услуг);
"комплексная транспортировка нефти (нефтепродуктов)" - процесс перемещения нефти (нефтепродуктов), при котором оператор для транспортировки нефти (нефтепродуктов) от пункта отправления до пункта назначения наряду с транспортировкой нефти по магистральным трубопроводам использует услуги иных (не трубопроводных) видов транспорта, услуги транспортных терминалов и морских (речных) портов;
"тарифы на услуги" - тарифы на отдельные услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам, предусмотренные Перечнем услуг;
"перекачка нефти (нефтепродуктов)" - перемещение по магистральным трубопроводам нефти (нефтепродуктов), позволяющее принять (слить, перевалить) от потребителя нефть (нефтепродукты) в магистральные трубопроводы в пункте отправления и сдать (налить, перевалить) потребителю нефть (нефтепродукты) в пункте назначения в смеси с нефтью (нефтепродуктами) других потребителей;
"выполнение заказа и диспетчеризация транспортировки нефти (нефтепродуктов)" - комплекс услуг, оказываемых оператором потребителю по планированию и контролю маршрута транспортировки, сроков, порядка, объемов и видов оказываемых услуг, необходимых для транспортировки предлагаемого потребителем количества нефти (нефтепродуктов), с учетом их характеристик, а также с учетом количества и характеристик нефти (нефтепродуктов), предлагаемых для транспортировки другими потребителями, технических возможностей магистральных трубопроводов по транспортировке нефти (нефтепродуктов);
"перевалка нефти (нефтепродуктов)" - совокупность технологических операций перемещения нефти (нефтепродуктов) потребителя из магистрального трубопровода на другие виды транспорта либо из других видов транспорта нефти (нефтепродуктов) в магистральные трубопроводы либо из одного магистрального трубопровода в другой, с промежуточным накоплением нефти (нефтепродуктов);
"прием нефти (нефтепродуктов)" - совокупность технологических операций, обеспечивающих перемещение нефти (нефтепродуктов) потребителя из трубопроводов или стационарных емкостей, не принадлежащих субъекту естественных монополий, в магистральные трубопроводы;
"слив нефти (нефтепродуктов)" - совокупность технологических операций, обеспечивающих перемещение нефти (нефтепродуктов) потребителя из передвижных емкостей, перевозимых различными видами транспорта, в магистральные трубопроводы;
"сдача нефти (нефтепродуктов)" - совокупность технологических операций, обеспечивающих перемещение нефти (нефтепродуктов) потребителя из магистрального трубопровода в трубопроводы или стационарные емкости, не принадлежащие субъекту естественных монополий;
"налив нефти (нефтепродуктов)" - совокупность технологических операций, обеспечивающих перемещение нефти (нефтепродуктов) потребителя из магистральных трубопроводов в передвижные емкости, перевозимые различными видами транспорта;
"маршрут (тарифный маршрут) транспортировки нефти (нефтепродуктов)" - это совокупность участков магистральных трубопроводов, с использованием которых оператор оказывает или может оказывать потребителю услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов) от пункта отправления до пункта назначения, и характеризуется набором видов услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов), протяженностью (длиной) магистрального трубопровода, направлением транспортировки (в пределах или за пределы территорий государств - членов Евразийского экономического союза).
4. Основной принцип раздельного учета состоит в распределении доходов и расходов на виды регулируемых государством услуг в сфере транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам на основе установления взаимосвязи между доходами, полученными в результате оказания услуг в сфере транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам, и расходами, возникающими в результате оказания соответствующих услуг.
Реализация вышеуказанного принципа при ведении раздельного учета производится определениемпроизводственных процессов, которые позволяют установить причинную связь между услугами в сфере транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам и расходами, понесенными при оказании таких услуг.
Ведение раздельного учета доходов и расходов осуществляется субъектами естественных монополийтрубопроводного транспорта исходя из принципов существенности и экономической целесообразности детализации учета, полноты и непротиворечивости информации.
5. Раздельный учет ведется по следующим регулируемым государством видам деятельности (видам услуг) субъектов естественных монополий:
перекачка нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам и выполнение заказа и диспетчеризации транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам;
перевалка нефти (нефтепродуктов);
прием нефти (нефтепродуктов) в магистральные трубопроводы;
слив нефти (нефтепродуктов) в магистральные трубопроводы;
сдача нефти (нефтепродуктов) из магистральных трубопроводов;
налив нефти (нефтепродуктов) из магистральных трубопроводов.
Раздельный учет доходов и расходов внутри указанных вышевидов услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) детализируется субъектами естественных монополий в разрезе установленных видов тарифов на услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам.
6. В настоящем Порядке в целях ведения раздельного учета доходов и расходов на услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам операции по перекачке нефти (нефтепродуктов) и выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефти (нефтепродуктов) рассматриваются как единый и неразрывный технологический процесс.При этом доходы и расходы, связанные с оказанием услуг по выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефти (нефтепродуктов) учитываются неотделимо от доходов и расходов по перекачке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам, как доходы и расходы по операциям, составляющим единый и неразрывный технологический процесс.
7. Доходы и расходы, связанные с оказанием услуг по комплексной транспортировке нефти(нефтепродуктов), по транспортировке нефти(нефтепродуктов) по сетевым тарифам, а также по тарифам, установленным по маршрутам (тарифным маршрутам)транспортировки нефти(нефтепродуктов), относятся на услуги по перекачке нефти(нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам, выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефти(нефтепродуктов).
8. Ведение раздельного учета доходов и расходов осуществляется в соответствии с настоящим Порядком на основании данных бухгалтерского, оперативно-технического и статистического учета.
В случае если данных, используемых для бухгалтерского, статистического и оперативно-технического учетов, недостаточно для подготовки предусмотренных настоящим Порядком отчетов по результатам ведения раздельного учета, субъектом естественных монополий осуществляется дополнительный систематический сбор, регистрация, распределение и обобщение данных о деятельности в стоимостном и натуральном измерениях. Форму и порядок сбора дополнительной информации для ведения раздельного учета доходов и расходов субъект естественных монополий устанавливает самостоятельно.
9. Доходы по видам услуг субъектов естественных монополий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, учитываются как доходы от обычных видов деятельности в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н (зарегистрирован Минюстом России 31.05.1999, регистрационный N 1791).
10. Расходы по видам услуг субъектов естественных монополий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, учитываются как расходы от обычных видов деятельности в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н (зарегистрирован Минюстом России 31.05.1999, регистрационный N 1790).
11. Прямые производственные расходы, относящиеся к конкретному виду услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов), учитываются непосредственно по соответствующему виду услугпо транспортировке и установленному тарифу.
12. Затраты, которые однозначно отнести к конкретному виду услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов (установленному тарифу) невозможно, а также общепроизводственные и общехозяйственные расходы, подлежат распределению в порядке, установленном субъектом естественных монополий.Субъекты естественных монополий определяют базы для указанного распределенияна основе количественных (натуральных) или стоимостных показателей производственного процесса, которые должны быть измеримы и взаимосвязаны с размером затрат, относимых на соответствующий производственный процесс. Значение показателя должно подтверждаться данными статистического, оперативно-технического или бухгалтерского учета и соответствующими первичными документами.
13. Информация по результатам раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий используется при подготовке отчетности для Министерстваэнергетики Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы(далее - уполномоченные органы), а также для ответов на запросы уполномоченных органов:
13.1. В Министерство энергетики Российской Федерации - в рамках регулярного мониторинга финансово-экономического состояния топливно-энергетического комплекса с учетом оценки влияния системы налогового и таможенно-тарифного регулирования на финансово-экономические показатели деятельности компаний ТЭК.
13.2. В Федеральную антимонопольную службу - при обращении субъектов естественных монополий по вопросам установления тарифов или их предельных уровней для расчетов потребителей с оператором, а также в порядке контроля за применением (определением, установлением) субъектами естественных монополий тарифов и надбавок к тарифам.
14. В случае если услуги в сфере транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам оказываются основным хозяйствующим обществом (головной организацией) и его дочерними организациями, то данные по результатам раздельного учета доходов и расходов используются основным хозяйствующим обществом с учетом деятельности дочерних организаций (консолидированные отчеты).
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предложен порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам.
Раздельный учет ведется в целях обоснования тарифов и формирования себестоимости по регулируемым государством видам деятельности (услуг) в сфере транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам.
Доходы и расходы субъектов по нерегулируемым видам деятельности учитываются обособленно от доходов и расходов по регулируемым видам деятельности.
Предусмотрят, по каким видам деятельности ведется раздельный учет.
Прямые производственные расходы, относящиеся к конкретному виду услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов), учитываются непосредственно по соответствующему виду услуг.
Затраты, которые однозначно отнести к конкретному виду услуг невозможно, а также общепроизводственные и общехозяйственные расходы, распределяются в порядке, установленном субъектом естественных монополий.
Информация по результатам раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий используется при подготовке отчетности для Минэнерго России и ФАС России, а также для ответов на запросы уполномоченных органов.