Проект Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации "О дополнительных мерах по повышению эффективности вакцинопрофилактики населения"
(подготовлен Роспотребнадзором 03.03.2017 г.)
Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации А.Ю.Попова, проанализировав эпидемиологическую ситуацию по инфекционным болезням, предупреждаемым с помощью иммунизации, и эффективность мероприятий по иммунопрофилактике населения в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, установила.
В Российской Федерации заболеваемость инфекционными болезнями, управляемыми средствами специфической профилактики, в целом находится на низком уровне. По отчетным данным охваты населения профилактическими прививками в рамках национального календаря профилактических прививок в декретированных возрастах стабильно составляют не менее 95%.
Вместе с тем, в последние годы на фоне активизации миграционных процессов отмечается рост числа не привитых лиц (детей и взрослых) за счет отказов от иммунизации, необоснованного расширения медицинских противопоказаний от прививок.
Благодаря принятым в последние годы дополнительным мерам по иммунизации населения против кори, заболеваемость корью в 2016году снизилась в 5,2раза, в том числе среди детей - в 3,7раза. Удалось достигнуть самых низких показателей заболеваемости краснухой за все годы наблюдения. Европейской региональной комиссией ВОЗ по верификации элиминации кори и краснухи подтверждено отсутствие эндемичной передачи вирусов кори и краснухи на территории Российской Федерации в 2015 году.
Вместе с тем, в некоторых субъектах Российской Федерации продолжают регистрироваться групповые очаги кори, свидетельствующие о недостатках в работе по иммунизации населения против этой инфекции.
В 2015 году крупные очаги кори были зарегистрированы в г. Москве, Ставропольском крае, Самарской области; в 2016 году - в Свердловской и Иркутской областях; в 2017 году - в Республике Дагестан. При эпидрасследовании причин возникновения очагов кори выявляются лица, не привитые и не защищенные против этой инфекции
Основной задачей утвержденной 28.12.2015 Минздравом России и Роспотребнадзором Программы "Элиминации кори и краснухи в Российской Федерации (2016-2020гг.)" является достижение и поддержание высоких уровней охвата населения профилактическими прививками.
Вместе с тем, по итогам 2016года в отдельных субъектах Российской Федерации не выполнен план иммунизации.
Так, выполнение плана вакцинации против кори детского или взрослого населения менее 95% отмечено в Республике Крым, менее 90% - в Псковской, Московской областях, Пермском крае и Ненецком автономном округе, менее 60% - в Мурманской области и Республике Тыва.
План ревакцинации против кори детского населения выполнен менее чем на 95% - в Нижегородской области, республиках Крым, Коми, Ненецком автономном округе, Красноярском крае и Чувашской Республике; менее 80% - в Псковской и Архангельской областях, Приморском крае; менее 50% - в Республике Тыва (35,9%).
При этом в ряде субъектов Российской Федерации отмечается перевыполнение плана по вакцинации (ревакцинации) против кори на 30% и более: в республиках Карелия, Марий Эл, Бурятия, Удмуртской Республике, Ивановской, Ярославской, Вологодской, Иркутской, Новосибирской областях, Алтайской крае, Ханты-Мансийском автономном округе, что свидетельствует о занижении планов или некорректной отчетности.
Низкие показатели выполнения плана иммунизации против краснухи детского населения отмечены в Псковской области (менее 80%); взрослого населения (от 10% до 60%) - в Рязанской, Ульяновской, Псковской, Астраханской, Костромской областях, республиках Калмыкия, Тыва, Дагестан, Бурятия, Кабардино-Балкарской Республике, Ханты-Мансийском автономном округе.
В апреле 2016года по инициативе ВОЗ в странах, применяющих в рамках национального календаря профилактических прививок живую оральную полиомиелитную вакцину, осуществлен глобальный переход с трехвалентной оральной полиомиелитной вакцины на бивалентную (бОПВ). В этих условиях обеспечение высоких уровней охвата плановыми профилактическими прививками против полиомиелита является крайне важным.
Вместе с тем, в последние годы в отдельных субъектах страны наблюдается тенденция к снижению охватов прививками против полиомиелита детей в декретированные сроки. Недовыполнение плана иммунизации против полиомиелита в 2016 году отмечено в Костромской, Псковской областях, Чеченской Республике и Ненецком автономном округе.
Продолжают выявляться факты нарушения национального календаря профилактических прививок в части проведения первой и второй аппликаций против полиомиелита вакциной живой оральной (бОПВ) вместо инактивированной (ИПВ): в Тверской, Курской, Курганской, Архангельской областях, Чеченской Республике, что является нарушением требований санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2951 - 11 "Профилактика полиомиелита" и может послужить причиной возникновения вакциноассоциированного полиомиелита у привитых детей (1случай зарегистрирован в Архангельской области).
Благодаря высоким уровням охвата иммунизацией населения против дифтерии, в настоящее время регистрируются только единичные случаи заболевания этой инфекцией. Вместе с тем, в некоторых субъектах Российской Федерации имеет место низкое (от 6% до 45%) выполнение плана иммунизации взрослого населения - в республиках Бурятия, Тыва, Ханты-Мансийском автономном округе, что может негативно повлиять на санэпидобстановку.
Массовая иммунизация детского и взрослого населения против гепатита В позволила снизить уровень заболеваемости острым гепатитом В более чем в 9 раз и достигнуть к началу 2017года самого низкого показателя заболеваемости среди детей до 17 лет (0,07 на 100 тыс. детей).
При этом в 2016 году менее чем на 80% выполнен план профилактических прививок детскому населению в Республике Крым, взрослому населению - в 12 субъектах страны, из них менее чем на 60% - в республиках Хакасия, Тыва, Чеченской Республике, Приморском крае, Московской, Свердловской областях и Ненецком автономном округе.
Благодаря комплексным усилиям в преддверии эпидемического подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ в стране против гриппа привито наибольшее за последние годы количество населения - 55,9 млн. человек (около 40% от численности населения), что обусловило умеренный характер эпидемического процесса с невысокими интенсивными показателями заболеваемости и снижение смертности практически на всей территории Российской Федерации.
Вместе с тем, в Брянской, Калужской, Тверской, Псковской, Кировской, Челябинской областях, Кабардино-Балкарской и Чеченской республиках охват профилактическими прививками против гриппа составил около 30% и менее.
Наряду с прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок, в субъектах Российской Федерации осуществляется иммунизация населения, прежде всего из групп риска, по эпидемическим показаниям, в том числе против сибирской язвы, чумы, желтой лихорадки, бешенства, клещевого вирусного энцефалита, туляремии, бруцеллеза, лептоспироза.
Проводимые объемы профилактических и противоэпидемических мероприятий, в том числе иммунизация, позволили добиться снижения заболеваемости за последние 10 лет туляремией на 38,5%, бруцеллезом на 17,8%, лептоспирозом в 2,4 раза, клещевым вирусным энцефалитом на 37%.
Вместе с тем, за последние 3 года последовательно уменьшаются объемы вакцинации против туляремии в Ивановской, Курской, Орловской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Ярославской, Новгородской, Псковской, Волгоградской, Оренбургской, Свердловской, Амурской, Челябинской, Кемеровской, Омской областях, г. Санкт - Петербурге, республиках Адыгея, Дагестан, Северная Осетия (Алания), Алтай, Саха-Якутия, ХМАО, ЯНАО.
В 2016 году планы иммунизации выполнены менее 30% в Волгоградской, Ленинградской, Рязанской, Псковской областях, Алтайском крае, Республике Дагестан, Республике Крым, Республике Калмыкия, Чеченской Республике и Ханты-Мансийском автономном округе. Не организована иммунизация в Курской области, в Забайкальском крае, г. Севастополе.
За последние 3 года уменьшены объемы вакцинации от бруцеллеза в республиках Калмыкия, Тыва, Волгоградской, Ростовской, Саратовской, Свердловской областях, Забайкальском крае.
В 2016 году не была организована вакцинация против бруцеллеза в Республике Хакасия. Менее 75% от плана привито в Волгоградской и Московской областях, менее 50% - в Чеченской Республике, Челябинской области, Приморском крае.
Иммунизация населения против сибирской язвы в 2016 году выполнена менее чем на 80% от плана в 13-ти субъектах страны, из них в 4-ех - менее чем на 30% (Томская область, Республика Крым, Чеченская Республика, Алтайский край). При этом во всех указанных регионах расположены сибиреязвенные скотомогильники. Не организована иммунизация групп риска во Владимирской, Курской, Новгородской областях, республиках Дагестан, Северная Осетия.
В 2016 году в Чеченской, Удмуртской республиках, республиках Марий Эл, Мордовия не проводили иммунизацию от лептоспироза. Менее чем на 10% выполнен план иммунизации в Московской, Тульской, Амурской областях. Менее чем на 80 % - в Московской, Тульской, Амурской, Кемеровской, Челябинской областях, Республике Адыгея, г. Севастополе, Карачаево-Черкесской Республике, Краснодарском крае.
В 2016году привито против клещевого вирусного энцефалита (КВЭ) менее 55% от численности запланированных для иммунизации контингентов риска в Свердловской, Ивановской, Курганской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, в Алтайском и Приморском краях, республиках Тыва, Хакасия, Еврейской автономной области.
В целях контроля безопасных условий иммунизации населения, оценки санитарно-технического состояния и оснащенности прививочных кабинетов, обеспечения надлежащего температурного режима хранения и транспортирования иммунобиологических лекарственных препаратов в 2016 году проверено более 15,4тыс. медицинских организаций и медицинских кабинетов детских образовательных организаций. В ходе контрольно-надзорных мероприятий выявлены нарушения требований санитарного законодательства к оснащению прививочных кабинетов (4,7% от числа проверенных); к условиям сбора, обеззараживания и удаления медицинских отходов (3,1%); к ведению медицинской документации (28,3 %); к осмотру и наблюдению пациентов (7,2%); в 5,7% проверенных организаций отмечено неудовлетворительное санитарно-техническое состояние прививочных кабинетов; в 4% - нарушение температурного режима хранения и транспортирования ИЛП.
За последние 10 лет число поствакцинальных осложнений (ПВО) существенно снизилось: с 500-600 ежегодно в 2006-2012годах до 221 в 2016 году. Преимущественно регистрируются не тяжелые формы ПВО.
При анализе причин возникновения поствакцинальных осложнений установлено, что около 20% ПВО обусловлены техническими ошибками медицинского персонала при введении препарата, что свидетельствует о недостаточном уровне подготовки медицинских работников по вопросам организации и проведения вакцинопрофилактики.
В целях повышения эффективности мероприятий по профилактике инфекций, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики, предупреждения групповой заболеваемости при организации и проведении массовых спортивных и культурных мероприятий, в том числе международных, на территории Российской Федерации, в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007 N 1 (ч. 1), ст. 21, ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч. 1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591 ст.4596; 2012, N24, ст.3069, N26, ст.3446); пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38 ст.4736; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N1 (ч.1), ст. 25; 2006, N 27, ст. 2879; 2007, N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 30 (ч.2), ст. 3616, N 52 (ч.1), ст. 6236; 2009, N 1, ст. 21, N30, ст. 3739; 2010, N50, ст.6599; 2011, N30 (ч.1), ст. 4590; 2012, N53 (ч.1), ст. 7589, 2013, N19, ст.2331) постановляю:
1. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации) рекомендовать:
1.1. Обеспечить своевременную иммунизацию всех контингентов, подлежащих прививкам в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
1.2. Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий вопросы организации вакцинопрофилактики населения, в том числе кочующего населения, вынужденных переселенцев, мигрантов, достижения и поддержания не менее 95% охвата прививками населения в декретированных возрастах в рамках национального календаря профилактических прививок; иммунизации населения и групп высокого риска инфицирования в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки; обеспечения безопасных условий проведения иммунизации; функционирования "холодовой цепи" на всех ее уровнях.
1.3. Разработать дополнительные меры, принять региональные программы (планы) или откорректировать существующие по достижению и поддержанию не менее 95% охватов населения прививками в декретированных возрастах и группах риска с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки в субъектах Российской Федерации, а также по укреплению "холодовой цепи".
1.4. Рассмотреть вопрос о ходе выполнения региональной программы элиминации кори и краснухи в субъектах Российской Федерации (2016-2020гг.) в целях подтверждения статуса субъектов Российской Федерации как территории, свободной от эндемичной кори и краснухи, с принятием, при необходимости, дополнительных мер.
1.5. Предусмотреть выделение финансовых средств на закупку:
- ИЛП для иммунизации населения по эпидемическим показаниям с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации и численностью групп риска, подлежащих иммунизации;
- холодильного оборудования для плановой замены устаревшего оборудования на всех уровнях "холодовой цепи" для хранения и транспортирования ИЛП в соответствии с действующим санитарным законодательством.
2. Министерству здравоохранения Российской Федерации рекомендовать:
2.1. Принять меры по разработке программы информирования населения по вопросам и пропаганде вакцинопрофилактики.
2.2. Организовать взаимодействие с образовательными организациями высшего и среднего медицинского образования по воспитанию в студентах-медиках приверженности вакцинопрофилактике.
2.3. Обеспечивать выполнение программы целевой подготовки по вопросам организации вакцинопрофилактики педиатрических кадров для повышения укомплектованности педиатрических участков.
3. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья:
3.1. Принять дополнительные меры по достижению в 2017 году и далее - ежегодному поддержанию высоких (не менее 95%) уровней охватов профилактическими прививками населения в декретированных возрастах в рамках национального календаря профилактических прививок.
3.2. Уточнить численность и принять меры по обеспечению иммунизацией лиц из групп риска, подлежащих иммунизации в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям (с учетом текущей санитарно-эпидемиологической обстановки и прогноза эпидситуации).
3.3. Установить контроль за полнотой и качеством проведения переписи детского и взрослого населения, представлением медицинскими организациями достоверных данных по учету и отчетности об охватах прививками населения для формирования федеральных государственных статистических форм.
3.4. Принять дополнительные меры по обеспечению ежегодного качественного планирования профилактических прививок в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям с учетом анализа состояния иммунизации населения и санитарно-эпидемиологической обстановки.
3.5. Активизировать работу иммунологических комиссий по пересмотру медицинских отводов от профилактических прививок в медицинских организациях с регулярным заслушиванием результатов и оценкой эффективности их работы.
3.6. Организовать систематическое обучение медицинских работников по вопросам организации вакцинопрофилактики инфекционных болезней, безопасного сбора и уничтожения медицинских отходов при иммунизации, соблюдения надлежащих условий хранения и транспортирования ИЛП в соответствии с требованиями действующего санитарного законодательства.
3.7. При планировании иммунизации населения против гриппа в преддверии эпидсезона гриппа и ОРВИ предусмотреть охват прививками населения не менее 40%.
3.8. Принять исчерпывающие меры по недопущению применения живой оральной вакцины против полиомиелита для двух первых аппликаций в рамках национального календаря профилактических прививок.
4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья:
4.1. Уточнить численность групп риска и провести расчет потребности в ИЛП для их иммунизации и иммунизации населения по эпидемическим показаниям; данные представить в высшие исполнительные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях выделения ассигнований на закупку ИЛП.
4.2. Провести ревизию имеющегося холодильного оборудования на всех уровнях "холодовой цепи", по результатам -составить план ее модернизации с заменой устаревшего и приспособленного холодильного оборудования, приобретения недостающего холодильного оборудования и приборов контроля температуры. План представить на рассмотрение высшему исполнительному органу исполнительной власти.
4.3. Установить контроль за движением, расходованием, остатками ИЛП, провести анализ причин списывания препаратов. Обеспечить контроль за соблюдением "холодовой цепи" на всех уровнях и при транспортировке ИЛП.
4.4. Разработать комплекс мер по работе с населением с привлечением средств массовой информации по пропаганде преимуществ вакцинопрофилактики и активному противодействию антивакцинальным выступлениям.
4.5. Проводить регулярный анализ хода реализации региональных планов по выполнению Программы элиминации кори и краснухи в субъекте Российской Федерации (2016-2020гг.), обеспечить своевременное и в полном объеме проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах кори согласно требованиям санитарного законодательства.
4.6. Организовать и ежегодно проводить серологические исследования напряженности иммунитета населения к инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики, в соответствии с действующими методическими документами, организовать изучение популяционного иммунитета населения.
5. Руководителям медицинских организаций, осуществляющих вакцинопрофилактику, рекомендовать:
5.1. Назначить ответственных за организацию иммунопрофилактики, за реализацию "холодовой цепи", за сбор и обезвреживание медицинских отходов.
5.2. Обеспечить:
5.2.1. Разработку для всех должностных лиц, участвующих в проведении иммунопрофилактики, должностных инструкций с четким определением обязанностей.
5.2.2. Наличие в медицинской организации полного комплекта утвержденных в установленном порядке документов, регламентирующих проведение работы по иммунопрофилактике.
5.2.3. Организацию постоянно действующего семинара по всем разделам иммунопрофилактики инфекционных болезней с ежегодным контролем знаний медицинского персонала и аттестацией.
5.2.4. Проведение первичного инструктажа по нормативным и методическим документам, инструкциям по применению ИЛП, вопросам организации и проведения прививок с вновь поступающими на работу врачами и медицинскими сестрами, обучение их на рабочем месте.
5.2.5. Принятие дополнительных мер по усилению внутреннего контроля в медицинских организациях за выполнением требований регламентирующих документов по организации иммунопрофилактики, а также предписаний и предложений по результатам проверок надзорных органов по вопросам вакцинопрофилактики.
6. Руководителям медицинских организаций, осуществляющих вакцинопрофилактику силами прививочных бригад:
утвердить основные и резервные кадровые составы прививочных бригад и обеспечить их оснащение для работы на выезде в соответствии с действующими нормативными, правовыми и методическими документами.
7. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
усилить контроль за планированием иммунизации населения, в том числе кочующего, в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, организацией и проведением иммунизации населения и групп риска, достоверностью представляемых отчетных сведений о прививках, безопасными условиями иммунизации населения, состоянием и соблюдением "холодовой цепи" - в соответствии с требованиями санитарного законодательства.
8. Руководителям управлений Роспотребнадзора по Псковской, Московской, Мурманской, Архангельской, Нижегородской, Ульяновской, Ивановской, Ярославской, Вологодской, Иркутской, Новосибирской, Рязанской, Астраханской, Костромской областям, по республикам Крым, Калмыкия, Тыва, Коми, Карелия, Марий Эл, Бурятия, Дагестан, Удмуртской, Чувашской, Кабардино-Балкарской и Чеченской республикам, Пермскому, Приморскому, Красноярскому, Алтайскому краям, Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам совместно с органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации:
8.1. Провести анализ причин недовыполнения или перевыполнения планов профилактических прививок населению в рамках национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям по итогам за 2016год.
8.2. Принять меры по обеспечению качественного планирования профилактических прививок населению на основе актуальных данных о числе состоящего на учете населения, сведений о рождаемости и состояния иммунизации. Информацию о принятых мерах направить в Роспотребнадзор в срок до 01.05.2017.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
|
А. Ю. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В проекте постановления приводится анализ эпидемиологической ситуации по инфекционным болезням, предупреждаемым с помощью иммунизации. Даются рекомендации, направленные на повышение эффективности мероприятий по иммунопрофилактике населения.
В частности, отмечается, что заболеваемость инфекционными болезнями, управляемыми средствами специфической профилактики, в целом по стране находится на низком уровне. По отчетным данным охваты населения профилактическими прививками в декретированных возрастах стабильно составляют не менее 95%. Вместе с тем, в последние годы на фоне активизации миграционных процессов отмечается рост числа не привитых лиц (детей и взрослых) за счет отказов от иммунизации, необоснованного расширения медицинских противопоказаний от прививок. За последние 10 лет число поствакцинальных осложнений существенно снизилось: с 500-600 ежегодно в 2006-2012 гг. до 221 в 2016 г. В 20% случаев это обусловлено техническими ошибками медицинского персонала при введении препарата.
В числе предлагаемых мер - разработка программы информирования населения по вопросам и пропаганде вакцинопрофилактики, взаимодействие с учебными заведениями по воспитанию в студентах-медиках приверженности вакцинопрофилактике, активизация работы иммунологических комиссий по пересмотру медицинских отводов от профилактических прививок в медорганизациях с регулярным заслушиванием результатов и оценкой эффективности их работы.