Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О проведении в 2017-2018 годах пилотного проекта по осуществлению банками идентификации клиентов-физических лиц с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" в целях дистанционного открытия банковских счетов и оказания иных банковских услуг"
(подготовлен Минкомсвязью России 07.03.2017 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О проведении в 2017-2018 годах пилотного проекта по осуществлению банками идентификации клиентов-физических лиц с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" в целях дистанционного открытия банковских счетов и оказания иных банковских услуг" (далее соответственно - проект постановления) разработан Минкомсвязью России совместно с Банком России во исполнение поручений Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова, утвержденных протоколом совещания от 28 ноября 2016 г. N ИШ-П10-87пр.
Для повышения доступности финансовых услуг для населения, а также стимулирования конкуренции на финансовом рынке, представляется целесообразным создать возможность для граждан проходить процедуру электронной идентификации удаленно через интернет, не посещая отделения банка.
Для применения электронной удаленной идентификации необходимо однократно провести надлежащую идентификацию гражданина по паспорту. После прохождения полной идентификации по паспорту, гражданину могут быть выданы средства удаленной электронной идентификации (логин и пароль), при помощи которых в дальнейшем он сможет проходить электронную удаленную идентификацию.
В настоящее время многие финансовые организации уже применяют такой подход для обслуживания своих клиентов через интернет. Однако, логин и пароль гражданина, выданный одной финансовой организацией не подходит для проведения операций в других финансовых организациях.
Для того, чтобы дать возможность гражданам после однократной полной идентификации получить универсальный логин и пароль, работающий во всех финансовых организациях, предлагается использовать государственную информационную систему Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА), которая в настоящее время используется для предоставления доступа гражданам для получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
В этом случае гражданин сможет однократно обратиться лично в одну из уполномоченных Банком России кредитных организаций, пройти там идентификацию по паспорту и получить логин и пароль в ЕСИА. В дальнейшем он сможет без личного обращения открывать счета, вклады, получать кредиты и осуществлять банковские операции в любой другой кредитной организации через интернет, используя свой логин и пароль от ЕСИА.
Для повышения надежности и безопасности электронной удаленной идентификации предполагается дополнительно использовать современные механизмы биометрической аутентификации пользователей по их биометрическим данным (например, голос и/или лицо), с учетом международного опыта их применения.
Проект постановления предполагает проведение пилотного проекта по применению электронной удаленной идентификации в 2017-2018 году с применением механизмов биометрической аутентификации и по результатам его проведения внести необходимые изменения в законодательство Российской Федерации.
Проведение пилотного проекта по применению электронной удаленной идентификации физических лиц с использованием ЕСИА и дополнительных информационно-технологических элементов, обеспечивающих сбор, обработку, хранение и предоставление биометрических данных, позволит:
- повысить качество финансовых услуг за счет усиления конкуренции на финансовом рынке;
- увеличить доступность финансовых услуг, получение которых требует личной явки, в том числе для потребителей в труднодоступных регионах;
- обеспечить интероперабельность удаленной идентификации физических лиц в финансовом секторе;
- увеличить скорость предоставления финансовых услуг за счет перехода на полное электронное взаимодействие.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют положения, влияющие на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация проекта постановления не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете на их текущее содержание.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.