Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.06.2016 N 81 "Об утверждении СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Роспотребнадзором (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведено публичное обсуждение уведомления о подготовке проекта акта в сроки с 12 октября 2016 г. по 25 октября 2016 г., а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в сроки с 16 декабря 2016 г. по 29 декабря 2016 г., посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru, ID 02/08/10-16/00055849.
Согласно информации, представленной в пункте 1.6 сводного отчета, целью разработки проекта акта является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета проект акта разрабатывается на основании поручения Правительства Российской Федерации (протокол совещания от 21 ноября 2016 г. N ОГ-П12-6980). В случае принятия проекта акта предлагаемым правовым регулированием могут быть затронуты интересы юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (количественная оценка участников отношений разработчиком не проведена).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые. Вместе с тем считаем необходимым отметить, что ранее Роспотребнадзор письмом от 20 января 2016 г. N 01/477-16-23 направлял в адрес Минэкономразвития России проект приказа "Об утверждении СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" (далее - СанПиН 2.2.4.3359-16) на заключение об оценке регулирующего воздействия. Письмом от 15 февраля 2016 г. N 3655-ОФ/Д26и Минэкономразвития России направило соответствующее заключение об оценке регулирующего воздействия (далее - заключение ОРВ), содержащее вывод о наличии в СанПиН 2.2.4.3359-16 положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, способствующих возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, Роспотребнадзор 13 мая 2016 г. провел согласительное совещание, по результатам которого были составлены протокол согласительного совещания и таблица разногласий (далее - протокол и таблица разногласий). Письмами от 13 мая 2016 г. N 01/16011-16-23, от 17 мая 2016 г. N 01/6134-16-23 Роспотребнадзор направил в адрес Минэкономразвития России указанные протокол и таблицу разногласий. Письмом от 20 мая 2016 г. N 14724-АВ/Д26и Минэкономразвития России направило в адрес Роспотребнадзора подписанные со своей стороны протокол и таблицу разногласий, согласовав доработанный СанПиН 2.2.4.3359-16 с учетом достигнутых взаимоприемлемых решений по урегулированию замечаний, представленных в заключении ОРВ.
Вместе с тем при рассмотрении зарегистрированного Минюстом России приказа было выявлено, что договоренности, достигнутые на согласительном совещании и закрепленные в протоколе, не были соблюдены и не нашли отражение в окончательной редакции приказа. При этом представленные в проекте акта изменения также не учитывают достигнутые договоренности.
Таким образом, с учетом информации, представленной разработчиком, Минэкономразвития России повторно обращает внимание разработчика на следующие замечания.
1. Согласно пунктам 1 и 2 проекта акта микроклимат на рабочих местах, расположенных на открытой территории, в холодный период года нормируется по показателям теплоизоляции спецодежды и отдельных ее предметов при выполнении ими физической работы.
При этом считаем необходимым отметить, что согласно статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии" санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Таким образом, установление обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, не является предметом правового регулирования государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.
Также считаем необходимым обратить внимание, что показателями микроклимата являются температура воздуха, температура поверхностей, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, интенсивность теплового облучения, индекс тепловой нагрузки среды. При этом тепловое состояние работающих на открытой территории в холодный период года оценивается по показателям теплоизоляции спецодежды и отдельных ее предметов.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным исключить из редакции СанПиН 2.2.4.3359-16 пункт 2.1.8 и приложение N 5.
Кроме того, согласно протоколу и таблице разногласий Роспотребнадзор согласен на исключение вышеуказанных положений из текста СанПиН 2.2.4.3359-16.
2. Проект акта не учитывает замечание и предложение, изложенное в пункте 7 заключения ОРВ о необходимости исключения требований об установлении эквивалентных уровней звука на рабочих местах с учетом напряженности и тяжести трудового процесса.
Таким образом, по основаниям, изложенным в пункте 7 заключения ОРВ, а именно ввиду того, что предлагаемый подход представляется недостаточно обоснованным, считаем целесообразным дополнить проект акта положением о доработке СанПиН 2.2.4.3359-16 в части установления эквивалентных уровней звука на рабочих местах без учета напряженности и тяжести трудового процесса в соответствии с протоколом и таблицей разногласий.
Кроме того, согласно пункту 5 проекта акта при воздействии шума выше 80 дБА работодателю необходимо минимизировать возможные негативные последствия путем подбора рабочего оборудования, обладающего меньшими шумовыми характеристиками. При этом указанный подход на практике может привести к необходимости технического перевооружения организаций, на которых направлено регулирование. Вместе с тем разработчиком не представлены данные о соответствующих затратах у субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, о количестве предприятий, на которых необходима проектируемая разработчиком замена оборудования (например, в отраслях металло- и деревообрабатывающей промышленности, горно- и угледобычи), об объеме временных и финансовых издержек предприятий на проектирование и реализацию инвестпроектов по техперевооружению, о количестве предприятий, подлежащих закрытию (ликвидации) в связи с нерентабельностью, связанной с проектируемым техперевооружением, либо отсутствием инвестирования, что свидетельствует о недостаточной проработке проектируемого требования.
Таким образом, представляется целесообразным применять данное мероприятие исключительно для реконструируемых и вновь вводимых в эксплуатацию объектов.
3. Проект акта не учитывает замечание и предложение, изложенное в пункте 9 заключения ОРВ о необходимости проведения контроля гипогеомагнитных условий на рабочих местах исключительно на рабочих местах, организованных в подземных помещениях, в подземных транспортных и транспортно-технологических средствах.
Таким образом, по основаниям, изложенным в пункте 9 заключения ОРВ, в частности ввиду наличия риска необоснованного увеличения затрат у субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанного с приведением в соответствие предлагаемым требованиям действующих объектов, представляется целесообразным дополнить проект акта положением о необходимости проведения контроля гипогеомагнитных условий на рабочих местах исключительно на рабочих местах, организованных в подземных помещениях, в подземных транспортных и транспортно-технологических средствах, в соответствии с достигнутыми договоренностями, отраженными в протоколе и таблице разногласий.
С учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о соответствии цели регулирования проекта акта предлагаемому способу решения проблемы.
На основании оценки регулирующего воздействия проекта акта, установлено, что проект акта содержит положения, вводящие избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующие их введению, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, способствующие возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.