Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минэнерго России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 14 сентября 2016 г. по 27 сентября 2016 г., а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в срок с 5 декабря 2016 г. по 30 декабря 2016 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/11-16/00059355).
Согласно пункту 1.5 сводного отчета проект акта разработан в рамках реализации пунктов 49 и 50 плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение доступности энергетической инфраструктуры", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 1144-р. В случае принятия проекта акта согласно пункту 7 сводного отчета предлагаемым правовым регулированием могут быть затронуты интересы газораспределительных организаций, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (без их количественной оценки).
В соответствии с пунктом 28 правил проведения ОРВ Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта в период с 19 по 25 января 2017 г., в результате которых получены отзывы от РСПП, АО "СО ЕЭС", ООО "МЕЧЕЛ-ЭНЕРГО", которые отражены в справке о проведении публичных консультаций (прилагается).
С учетом информации, представленной разработчиком, а также поступивших замечаний к проекту акта в рамках подготовки настоящего заключения, Минэкономразвития России обращает внимание разработчика на следующие замечания.
1. Подпунктом "б" пункта 2 проекта акта установлен перечень требований к проекту газоснабжения.
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - закон N 184-ФЗ) указанный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Согласно части 3 статьи 4 закона 184-ФЗ федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьями 5 и 9.1 указанного закона. На основании части 3 статьи 7 закона N 184-ФЗ не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.
В соответствии со статьей 5.1 закона N 184-ФЗ особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". При этом считаем необходимым отметить, что объектом технического регулирования в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - закон N 384-ФЗ) являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). Кроме того, частью 6 статьи 3 закона N 384-ФЗ определено, что указанный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях.
Таким образом, законом N 384-ФЗ уже установлены минимальные необходимые требования к безопасности зданий и сооружений.
Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 3 закона N 384-ФЗ дополнительные требования безопасности к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) могут устанавливаться иными техническими регламентами.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным дополнительные требования к объекту регулирования устанавливать в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в качестве нормативной технической документации.
Кроме того, обращаем внимание, что разделом 21 постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" также установлены требования к проектной документации системы газоснабжения.
2. Подпунктом "б" пункта 2 проекта акта установлены случаи неприменения положений проекта акта. При этом представляется целесообразным дополнительно рассмотреть вопрос о неприменении норм проекта акта для объектов, возводимых для собственных нужд отдельного потребителя.
Кроме того, обращаем внимание, что постановляющей частью проекта акта признаются утратившими силу постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. N 317 "Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 294 "О внесении изменений в Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации", пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам газоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 679 "Об изменении и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам газоснабжения". В рамках указанных нормативных правовых актов устанавливались требования к топливному режиму. Вместе с тем абзацем 10 пункта 2 проекта акта определено, что нормы проекта акта не распространяются на тепловые электростанции и источники тепловой энергии, включенные в перечень генерирующих объектов, с использованием которых будет осуществляться поставка мощности по договорам о предоставлении мощности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2010 г. N 1334-р, для которых не был определен в установленном порядке топливный режим, а также на тепловые электростанции и источники тепловой энергии, для которых использование твердого и (или) жидкого топлива в качестве резервного не предусмотрено выданным в установленном порядке топливным режимом.
Таким образом, представляется целесообразным доработать проект акта в части исключения понятия "топливный режим" из редакции проекта акта.
Кроме того, в целях унификации и исключения двоякого трактования норм проекта акта представляется целесообразным термин "проект газоснабжения" заменить словами "проектная документация" по аналогии с положениями других нормативных правовых актов, регулирующих подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
На основании оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о соответствии цели регулирования проекта акта предлагаемому способу решения проблемы.
Учитывая вышеизложенное, Минэкономразвития России считает, что проект акта содержит положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 6 л. в 1 экз.
|
С.В. Шипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.