Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект решения), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект решения направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения проекта решения и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в период с 20 мая 2016 г. по 2 июня 2016 г., а также проекта акта и сводного отчета в период с 15 ноября 2016 г. по 12 декабря 2016 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта решения размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/05-16/00048965).
Основанием для разработки проекта решения является пункт 4 раздела VII протокола заседания Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2009 г. N 39 и пунктом 48 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2010 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 2063-р.
По мнению разработчика предлагаемое регулирование направлено на следующие цели:
- обеспечение доступности услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования на маршрутах дальнего и пригородного сообщений;
- предоставление гарантированного объема услуг по перевозке пассажиров на условиях, определяемых государством с учетом фактических потребностей населения в перевозках, уровня потребительских цен и платежеспособного спроса;
- разграничение сфер ведения и ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам организации обслуживания пассажиров железнодорожным транспортом в зависимости от вида сообщения;
- законодательное закрепление критериев для определения стандартов транспортного обслуживания на основе договора об организации регулярного железнодорожного сообщения;
- контроль за надлежащим исполнением условий договора транспортного обслуживания, в том числе обеспечение контроля за издержками перевозчика при организации транспортного обслуживания.
В соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия с 21 декабря 2016 года по 9 января 2017 г. Минэкономразвития России проведены публичные консультации по проекту акта. В ходе проведенных публичных консультаций была получена позиция Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога", учтенная при подготовке настоящего заключения.
Доля железнодорожного сообщения по пассажирообороту в пригородных перевозках всеми видами транспорта превышает 50%, в отдельных регионах составляет более 80%*(1). Доля пассажирооборота на железнодорожном транспорте по пригородному сообщению в общем объеме железнодорожных перевозок в 2015 году составила более 90%.
При этом в структуре отправления пассажиров в пригородном сообщении в 2015 году на платную категорию пришлось лишь 71,6 % пассажиров. Вместе с тем отмечается снижение доли платной категории к уровню 2014 года на 5,4%.
Перевозочную деятельность в России осуществляют 25 пассажирских пригородных компаний. По итогам деятельности за 2015 год 22 компании достигли безубыточности. По 3 таким компаниям сформирован убыток в размере 504,7 млн. рублей*(2).
При этом в 12 субъектах Российской Федерации компенсация выпадающих доходов перевозчиков составила менее 50%. В 3 субъектах Российской Федерации субсидии на компенсацию выпадающих доходов пригородными компаниями не были предусмотрены*(3).
Кроме того, по состоянию на декабрь 2013 г. износ парка пассажирских вагонов составил более 60%. При этом 18% плацкартных вагонов и 5% вагонов категорий купе, СВ и люкс имели износ более 90%*(4).
Вместе с тем из 73 субъектов Российской Федерации, в которых осуществляется перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, лишь 4 имеют долгосрочные договоры с пригородными пассажирскими компаниями*(5).
Предлагаемое регулирование позволит обеспечить прозрачный доступ перевозчиков к транспортному обслуживанию населения, установить экономически обоснованные тарифы в целях достижения уровня безубыточности пассажирских перевозок, что будет способствовать обновлению парка пассажирских вагонов.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России сделан вывод о том, что:
- наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом решения, обоснованы;
- в проекте решения не выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Импульс развития // Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета "Транспорт России" transportrussia.ru
*(2) Годовой отчет ОАО "РЖД" за 2015 год
*(3) Годовой отчет ОАО "РЖД" за 2015 год
*(4) Годовой отчет ОАО "Тверской вагоностроительный завод" за 2014 год
*(5) Пригородное сообщение должно быть защищено государственным финансированием // Gudok.ru. - 27.04.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.