Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации об обязательном социальном страховании"
(подготовлен Минтрудом России 20.03.2017 г.)
Проект федерального закона подготовлен в связи с необходимостью уточнения отдельных положений Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) и от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
В частности, в связи с тем, что в Законах N 125-ФЗ и N 255-ФЗ не определен орган, устанавливающий формы документов, которые используются территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) при регистрации и снятии с учета страхователей - юридических лиц, статья 6 Закона N 125-ФЗ и статья 23 Закона N 255-ФЗ дополняются нормами об установлении форм таких документов страховщиком.
Кроме того, в пункте 2 статьи 6 Закона N 125-ФЗ и в части 11 статьи 23 Закона N 255-ФЗ слова "включая единый портал государственных и муниципальных услуг" (в части обязательности направления территориальными органами Фонда регистрационных документов страхователям - юридическим лицам) предлагается исключить по следующим основаниям.
Юридические лица регистрируются в качестве страхователей и снимаются с учета территориальными органами Фонда на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, полученных от территориальных органов ФНС России в соответствии с совместным приказом МНС России N БГ-3-09/728 и Фонда N 308 от 30.12.2003 "Об утверждении Порядка взаимодействия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Фонда социального страхования Российской Федерации при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде".
Следовательно, у страхователей - юридических лиц отсутствует необходимость самостоятельно представлять какие-либо документы в территориальный орган Фонда для регистрации или снятия с регистрационного учета в качестве страхователя.
В свою очередь, страхователям, регистрация и снятие с учета которых осуществляется территориальными органами Фонда на основании полученного от них заявления (юридические лица по месту нахождения своих обособленных подразделений, индивидуальные предприниматели и физические лица, нанимающие работников) предоставлена возможность подачи заявления и соответствующих документов в электронном виде из личного кабинета заявителя, зарегистрированного в Федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг). Таким страхователям территориальные органы Фонда направляют документы о регистрации (снятии с учета) через единый портал государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, территориальные органы Фонда регистрируют юридических лиц в качестве страхователей и снимают с учета без их непосредственного участия, а на основании сведений, полученных в автоматическом режиме (в режиме "одного окна") от территориальных органов ФНС России, в связи с чем через единый портал государственных и муниципальных услуг таким страхователям регистрационные документы не направляются.
В целях оптимизации процедур предоставления государственных услуг и повышения уровня удовлетворенности физических лиц и организаций результатами взаимодействия с территориальными органами Фонда при получении государственных услуг в статью 6 Закона N 125-ФЗ вносятся изменения в части определения вида электронной подписи, необходимой для подписания документов, направляемых в электронном виде при обращении в территориальный орган Фонда из личного кабинета заявителя, зарегистрированного на едином портале государственных и муниципальных услуг.
Также Закон N 125-ФЗ дополняется статьей 71, устанавливающей определения понятий и полномочия законного и уполномоченного представителей страхователей, застрахованных, а также лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованных, и статьей 72, содержащей нормы, определяющие порядок исчисления сроков в отношениях по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Кроме того, в Закон N 125-ФЗ вносятся правки технического характера.
В целях единообразного применения содержащихся в Законах N 125-ФЗ и N 255-ФЗ норм по срокам регистрации и снятия с учета страхователей - юридических лиц законопроектом вносятся изменения в редакцию пункта 1 части 1 статьи 23 Закона N 255-ФЗ.
Одновременно статья 23 Закона 255-ФЗ дополняется частью 2, в соответствии с которой полномочия по установлению порядка регистрации и снятия с регистрационного учета лиц, приравненных к страхователям, предоставляются федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Предлагаемый проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.