Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Ростехнадзором 23.03.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. АХ-П9-468 и направлен на установление административной ответственности за нарушение порядка организации безопасного использования лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, предусмотренного частью 10 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
После исключения в 2013 году лифтов из категории опасных производственных объектов, Ростехнадзором не проводились расследования аварий на лифтах и не велся их учет. В результате значительно возросло количество аварий при эксплуатации лифтов, повлекших гибель людей.
Так в 2010 году при авариях на лифтах погибло 2 человека,
в 2011 году - 4 человека,
в 2012 году - 1 человек,
в 2013 году (после исключения лифтов из категории опасных производственных объектов) - 12 человек (по информации из средств массовой информации и данным, предоставленным Национальным союзом страховщиков ответственности и Национальным Лифтовым Союзом),
в 2014 году - 14 человек (по информации из средств массовой информации, данным, предоставленным Национальным союзом страховщиков ответственности и Национальным Лифтовым Союзом и данным Ростехнадзора, полученным при проведении технических расследований).
После наделения Ростехнадзора в 2014 году полномочиями по техническому расследованию аварий на опасных объектах (лифтах, подъемных платформах для инвалидов, пассажирских конвейерах (движущихся пешеходных дорожках), в том числе по подготовке предложений о мерах по устранению причин аварии и предупреждению возникновения подобных аварий, количество аварий, приведших к гибели людей, вновь начало сокращаться.
Так, в 2015 году (после наделения Ростехнадзора указанными полномочиями) при авариях на лифтах погибло 4 человека, с 1 января по 31 октября 2016 года - 5 человек.
Данная ситуация однозначно свидетельствует о необходимости совершенствования законодательства в целях обеспечения защищенности граждан на опасных объектах.
В 2016 году принят Федеральный закон N 371-ФЗ "О внесении изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации", который наделил Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению порядка организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах. Вместе с тем остались неурегулированными вопросы осуществления государственного контроля за соблюдением указанного порядка, а также установления ответственности за его нарушение.
В развитие положений Федерального закона от 03.07.2016 N 371-ФЗ "О внесении изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации" и в рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 05.08.2016 N АХ-П9-4710 Ростехнадзором внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке организации безопасного использования и содержания лифтов, платформ подъемных для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах" (далее - Порядок).
Вместе с тем в целях обеспечения соблюдения Порядка необходимо законодательно закрепить ответственность за его нарушение и механизм контроля за выполнением установленных им требований.
Для достижения указанных целей законопроектом предлагается установление административной ответственности руководителей и специалистов организаций, осуществляющих эксплуатацию указанных опасных объектов, за нарушение установленного порядка организации их безопасного использования. При этом, учитывая то, что значительное число юридических лиц, эксплуатирующих и обслуживающих указанные объекты, являются предприятиями и организациями, осуществляющими предоставление населению услуг в области жилищно-коммунального хозяйства, предлагается установить для таких организаций безальтернативную санкцию за нарушения Порядка, создающие угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновения аварии, в виде административного приостановления деятельности. Данное предложение направлено на недопущение дальнейшей эксплуатации технических устройств, создающих реальную опасность для жизни и здоровья людей, и одновременно позволяет не налагать на указанные организации дополнительную финансовую нагрузку в виде уплаты штрафов.
Принятие предлагаемых изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не потребует дополнительных расходов федерального бюджета для их реализации и не повлечет за собой негативных социально-экономических последствий. Законопроект не устанавливает ранее не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации обязанностей, запретов или ограничений для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.